Особенности казахстанского интернета

Ирина Галат, Vласть

 

Протяженность всех линий проводного интернета в Казахстане практически равна длине экватора и составляет 43 000 км, при этом воспользоваться ими, к сожалению,  могут пока далеко не все казахстанцы. Территориальная разрозненность населенных пунктов не только осложняет, но и значительно увеличивает стоимость прокладки коммуникаций, что приводит к нерентабельности подключения интернета, так называемых, глубинок.

Однако говорить, что жители отдаленных поселков обречены на жизнь вне Всемирной паутины нельзя. По мнению генерального директора «2 Day Telecom» (Beeline) Виктора Грибана, проводной интернет когда-нибудь сможет покрыть всю территорию Казахстана, но произойдет это не сейчас, а позже. В ближайшее же время в аулах будет идти планомерное распространение 3G и 4G.

«У нас есть четкие критерии. Наша технология уникальна, быстра и она может позволять давать доступную цену при большой скорости, только при условии компактного расположения многоквартирных жилых домов. Районный центр, областной центр - разницы нет. Это первый критерий. Второй критерий – там должна проходить наша собственная магистраль, так как нам ее тут никто не дает», - поясняет представитель Билайна.

Только при наличии двух этих факторов интернет может быть доступным, быстрым и целесообразным.

«Пока технологий, которые могут быстро и дешево покрыть территорию частного сектора, я считаю, что не существует», - говорит Грибан.

Тем более при существующих достаточно низких ценах на услуги связи, а также требованиях государства по снижению стоимости и улучшению ее качества, говорить о территориальном расширении сети пока еще рано.

«Если платить по 40 евро месяц за два мегабита интернета плюс 30 евро за телевизор плюс еще за телефон десяточку, то, конечно, можно чуточку больше инвестировать. А когда у тебя интернет стоит 20 долларов, пять телевизор и такие расстояния, то этот вопрос растягивается во времени», - поясняет Виктор Грибан.

При этом он отмечает, что связь - сфера особенная: «Вы когда-нибудь видели инфляцию услуг связи? Ни в одной стране мира этого нет. Цены на связь не повышаются, а только понижаются».

По мнению эксперта, именно потому, что все требуют повысить качество и понизить цену на услуги связи, телекоммуникации являются одной из самых развивающихся областей. При постоянном повышении цен на электроэнергию, аренду, продукты питания и т.д., специалистам приходится придумывать новые технологии, которые позволяют одновременно снижать затраты и продолжать оказывать качественный сервис.

Стоит подчеркнуть, что Виктор Грибан дает высокую оценку предоставлению услуг интернета в Казахстане: «Если сравнивать любого казахстанского оператора, любой город с любым европейским, наши проиграют в ping-е (задержка, отклик) только за счет расстояния». При этом важно отметить, что далеко не во всех странах Европы интернет продается по адекватной цене.

«В Казахстане у любого мобильного оператора с мобильного 3G можно смотреть фильмы в онлайн, может быть, не во всех районах, а в Украине нельзя. В Европе тем более нельзя», - говорит он.

Довольно скептически представитель Билайна относится к идее на законодательном уровне обязать операторов предоставлять бесплатный беспроводной доступ в интернет в общественных местах на территории страны. Заставить можно быстро и легко, а вот реализовать будет достаточно трудно.

«Вопрос стоит в реализации. Меня, например, убивают такие формальные вещи, когда есть аэропорт Алматы, там есть бесплатный интернет, но им пользоваться невозможно. Т.е. там настолько все не рассчитано для пользователей, что он вроде бы есть, и вроде бы, его нет. Такая же история происходит на всех выставках. Приходишь туда рано в 10 утра, все классно, но к обеду все умерло», - говорит он.

При этом далеко не во всей Европе, с которой зачастую советуют брать пример, бесплатный интернет есть во всех общественных местах. В некоторых странах его стоимость превышает все допустимые пределы в несколько раз.

Интернет в будущем

По мнению Виктора Грибана в мире будет существовать с точки зрения технологий два интернета – самый быстрый мобильный и самый быстрый фиксированный.

«Они реально будут скрещены. И будет достаточно много динамики. Т.е. будет достаточно большая свобода, когда ты движением руки с одного самсунга на другой самсунг, с одного LG на другой LG можешь перебрасывать разные вещи, не задумываясь об оплате этой части. - предполагает он. - Но, я все же думаю, что на услуги связи все же останется какая-то конечная неснижаемая стоимость, потому что люди все-таки больше хотят качество. А если хочешь качество, то надо либо самому это делать, взять, например, траншею и копать ее из Алматы через Уральск в Москву, это все равно деньги инвестировать, либо отдать нам на аутсорсинг».

Также, есть надежда, что в Казахстане будет действительно работать интернет 4G. И хоть пока перспективы не совсем радужные в этом плане, но шанс еще есть.

«В Украине нет 3G в массовом масштабе. Украина пошла давно путем неуспешным. Казахстан пытается войти в 4G таким же путем. Т.е. они лицензию выдали одну только государственному оператору, при этом Украина лишилась 3G - лицензия есть, но сил, денег, всего чего угодно не хватило, чтобы все правильно реализовать. В Казахстане есть три сети 3G, потому что Казахстан выдал лицензию всем операторам . А с 4G немного другой сценарий, будем ждать», - говорит Грибан.

Что ж касается конвергентности телекоммуникационных услуг, когда, например, к одному счету будут привязаны и телефон, и мобильный интернет, и интернет дома, то уже сейчас сотовые операторы думают над тем, каким образом можно все это совместить. Пока тот же Билайн планирует опробовать данную систему на корпоративном бизнесе, а уже после заняться частным сектором.

О казахстанском пользователе

На сегодняшний день каждый третий казахстанец подключен к проводному интернету. По данным исследования, проведенного компанией Билайн среди своих пользователей, 39% опрошенных подключили интернет дома для доступа к социальным сетям, 12% - для доступа к почте. При этом более 60% абонентов ежедневно пользуются социальными сетями и почтовыми сервисами, более 40% - поисковыми сервисами и новостными сайтами, и только 20% смотрят кинофильмы онлайн.

По мнению коммерческого директора ТОО «2Day Telecom»(Beeline) Михаила Городецкого, главное, что отличает казахстанского потребителя от потребителей других стран - это высокий уровень доверия к рекомендациям друг друга. Если в США, России, Украине «люди, прежде всего, смотрят на предложение цены и услуги (value for money), то в Казахстане люди доверяют мнению друг друга».

«И если вы придете к своим знакомым и скажете, что я пробовал и это мне нравится, вам поверят больше, чем рекламе или листовке», - уверен он.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики