Почти 8 месяцев прошло с конференции Investor Day, на которой выпускники Лаборатории Бизнеса представили свои стартапы. Не все проекты жюри и аудитория оценили хорошо, но некоторым из них предвещали большое будущее. Vласть исследовала, как работают стартапы, на которые возлагались надежды.
Ирина Галат, Vласть
Почти 8 месяцев прошло с конференции Investor Day, на которой выпускники Лаборатории Бизнеса представили свои стартапы. Не все проекты жюри и аудитория оценили хорошо, но некоторым из них предвещали большое будущее. Vласть исследовала, как работают стартапы, на которые возлагались надежды.
Одним из самых перспективных стартапов эксперты признали проект ReportErr, представляющий платформу автоматического тестирования мобильных приложений. Еще в апреле инвестор из России заявила, что его запуска уже ждут две компании. Однако, несмотря на высокую оценку, проект до сих пор не реализован по причине отсутствия инвестирования, хотя, по словам его создателей, дописан и готов к работе.
«Благодаря конкурсу образовалась компания ТОО “ReportErr», которая занимается несколькими направлениями. Одно из них - разработка мобильных приложений 9buttons.kz. Второе направление - движение юзабилити. Третье направление, которое перекликается с изначальным проектом ReportErr , WTF - система проверки верстки сайтов на настоящих мобильных телефонах», - говорит один из основателей, директор по продвижению компании ReportErr Нуржан Берниязов.
Стартап Look Seller, занявший второе место, тоже пока не может похвастаться успехами.
«Прошел год, с того момента, как пришла идея «сделать что-то для шопоголиков». Каждый месяц мы понимаем, что мы ничего не добились и это только начало. 2012 для нас можно назвать годом экспериментов, ошибок и опыта. В 2013 мы все начнем сначала», - рассказывает лидер команды Кайыржан Кожалы.
За год существования проекта его авторы столкнулись с кадровыми проблемами, в результате чего команда уже частично изменилась, а вскоре и вовсе кардинально сменит свой состав. Создатели платформы персональных распродаж и выгодных покупок продолжают изучать потенциальных пользователей, чтобы понять их покупательское поведение. Они также с сожалением отмечают, что Казнет пока не готов принять подобный сервис.
Третье место разделили между собой проекты EVENT HOUND и TICKETON.
Несмотря на то, что стартап EVENT HOUND - геосоциальная сеть, позволяющая находить интересные места в любом районе, - занял призовое место, ему так и не удалось закрепиться на рынке, а тем более обойти своих уже достаточно сильных конкурентов. Проект на данный момент не функционирует.
А вот TICKETON - сервис онлайн-покупки билетов (изначально только в кинотеатры), напротив, не только успешно сотрудничает уже с десятком кинотеатров, но и активно продает билеты на различные концерты. С момента запуска системы 24 мая через систему TICKETON было продано более 20 000 билетов. К тому же в ближайшее время сервис порадует не только киноманов, но и театралов, у которых появится возможность покупать билеты на спектакли, не выходя из дома.
Такие стартапы, как PROBLEMA.KZ – сервис решения проблем экспертами, OtClick – социальный сервис, позволяющий людям находить друг друга, делиться желаниями и исполнять их, Bizcat.kz – аналог «Желтых страниц» с более удобным интерфейсом, Net print – сервис для студентов, предоставляющий услуги по онлайн приему заказов на распечатку необходимых документов, 451 градус - ресурс гражданской журналистики и другие, представленные 8 месяцев назад на конференции Investor Day, на сегодняшний день не работают.
«На Investor Day всем командам дали «домашнее задание», чтобы их бизнес выбрал путь с наибольшим процентом вероятности успеха. Кто-то последовал рекомендациям, кто-то нет, но итоги мы видим по тому, кто «прошел долину смерти», - говорит PR директор конференции Investor Day Анна Осипова.
По ее мнению, добиться успеха каждый из них сможет лишь тогда, когда найдет «звездную команду», решающую самую «насущную проблему», с которой у них получится сделать бизнес.
Судя по тому, что только единицы смогли воплотить свои идеи в жизнь, можно говорить о том, что пока казахстанские стартаперы не научились понимать рынок, улавливать нужные моменты и предлагать актуальные идеи. Отсутствие бизнес-знаний у начинающих предпринимателей также пока не позволяют им трезво оценивать свои проекты и грамотно подходить к их реализации.