Сегодня выходит в прокат самый коммерчески успешный проект в карьере продюсера и режиссера Тимура Бекмамбетова. Хоррор в духе «Ведьмы из Блэйр» посвящен теме сетевого общения, и обещает стать классикой жанра (и первым представителем поджанра). Только в американском прокате он тридцатикратно окупил свой бюджет.
Оригинальное название: Unfriended
Выход в прокат: 9 июля 2015
Режиссер: Лео Габриадзе
Создано: Bazelevs Company, Universal
Стоимость билетов: от 500 до 8000 тенге
Просмотрено: за 83 минуты
Актеры: Шелли Хэнниг, Рене Олстед, Адам Пельтц
В июне текущего года калифорнийская старшеклассница Блэйр просматривает видеоролик, в котором ее подруга Лора совершает суицид, а затем начинает смотреть видео, по всеобщему мнению, заставившее самоубийцу пустить себе пулю в голову на школьном дворе. На видео Лора, перебрав алкоголя, ведет себя дура дурой, и в итоге оказывается в отрубе на земле, - оператор лезет ей под мини-юбку, и зритель видит, что школьница обгадилась… Просмотр прерывает звонок по скайпу бойфренда Блэйр, который жаждет секса, но готов удовлетвориться сеансом виртуального стриптиза. Молодых людей прерывает групповой звонок их друзей, - и вот шесть одноклассников начинают довольно тупые беседы в групповом видеочате, пока не осознают, что в чате имеется седьмой. Избавиться от анонимного собеседника не удается, а потом школьники вспоминают, что сегодня – годовщина гибели Лоры, и события принимают совсем скверный оборот…
Фильм Лео Габриадзе, автора одиозных «Елок» и «Выкрутасов», глубоко не копает, но впечатляет – все действие картины проходит на экране лаптопа, сопровождается всеми нужными багами (то изображение подвиснет, то всплывающая реклама выпрыгнет), и создает чрезвычайно правдоподобное ощущение присутствия. Только оторвавшись от экрана, понимаешь, что сидишь не за своим ноутбуком. В целом, посыл фильма прост до неприличия: в сети нет настоящей анонимности, в сети нет настоящего одиночества, сеть бесстрастна и злопамятна, - и каждая твоя ошибка здесь превращается в настоящий памятник человеческой порочности. Памятник вечный и нерушимый: самоубийство здесь будет храниться так же долго, как и пьяное видео с вечеринки, или секс-тэйп, или лицемерный коммент. Задумка тоже не блещет оригинальностью: злобный призрак возвращается с того света, чтобы отомстить обидчикам. Но исполнено это все настолько филигранно, а техническое решение настолько примитивно, что удивляешься скорее тому, что такой фильм еще не был снят (хотя в прошлом году были «Открытые окна» с Илайджей Вудом и Сашей Грей, с тем же приемом). Простота вполне на уровне гениальности.
Вообще, все инновации в жанре хорроров последних лет работают на изрядно вспаханном поле базовых человеческих потребностей – в сексе, в безопасности, в любви. Просто подают они их свежо и с медицинской технической точностью. Примеры? «Бабадук» скальпелем вскрывал святая святых – отношения мам и детей, заставляя зрителей пережить животный страх взрослого человека оказаться родителем монстра. Прошлогоднее «Оно» вытащило на свет божий подзабытые со времен появления СПИДа страхи перед болезнями, передаваемыми половым путем. А «Убрать из друзей» за прописными истинами вроде «нельзя подличать и предавать друзей», на самом деле манипулирует зрительскими страхами перед их собственными компьютерами – в конце концов, никто из нас по-настоящему же не понимает, как именно работают все эти технические чудеса, все эти ноутбуки, вай-фай-роутеры и джава-скрипты, - а всякое неизведанное страшит. Как страшат и все современные средства коммуникации, уничтожившие пространственные расстояния и веру в настоящее одиночество и подлинную анонимность.
Фильм закончится на довольно пессимистической ноте (это не спойлер, все современные хорроры не имеют хэппи-энда), но самым страшным в итоге окажется не то, что главная героиня, возможно, не выжила, - самое жуткое в том, что даже если и выжила, то дела ее все равно плохи. Поскольку сеть не забывает ошибок.