Фильм недели: «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Борис Байков, Мади Мамбетов, специально для Vласти

Сегодня в казахстанский прокат выходит очередная часть супергеройской саги Зака Снайдера, первый фильм года, который всерьез нацеливается на миллиардные сборы — «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (Batman v Superman: Dawn of Justice) — основанный на комиксах о Бэтмене и Супермене издательства DC Comics фильм — продолжение «Человека из стали». Мы публикуем две рецензии на эту картину: от программного директора кинофестиваля Clique Бориса Байкова и кинокритика Мади Мамбетова.


Выход в прокат: 24 марта 2016

Режиссер: Зак Снайдер

Создано: DC Entertainment, Warner Brothers

Стоимость билетов: от 400 до 9000 тенге

Просмотрено: за 167 минут

Актеры: Бен Аффлек, Генри Кэвилл, Эми Адамс, Галь Гадо, Джесси Айзенберг, Джереми Айронс


Борис Байков, программный директор кинофестиваля Clique:

«Главное, чтобы этот фильм понравился твоей Марте»

Действие «Бэтмена против Супермена» начинается во время разгрома Метрополиса, который устраивают Супермен (Генри Кэвилл) и его соотечественик Зод (Майкл Шаннон) в конце предыдущего «Человека из стали». Зрелищный поединок не нравится миллиардеру Брюсу Уэйну (Бен Аффлек), у которого на глазах рушится небоскреб собственного производства и он решает от имени беспомощного человечества отомстить чужому за побочные эффекты его супергеройской деятельности. Мир, однако, тесен и Кларк Кент встретится со своим соперником на вечеринке Лекса Лютора (Джесси Айзенберг), который недолюбливает обоих и разрабатывает коварные, но нехитрые планы по их взаимоуничтожению.

Интернет зря волновался по поводу Аффлека в костюме летучей мыши — первым тревожным сигналом, подсказывающим, что нас ждет очередной крах франшизы про Бэтмена, была новость о Люторе в исполнении Айзенберга. Он, конечно, эффектен в роли гения с аутистичным оттенком, но не в мире, в котором качки в красном и черном плащах не могут поделить между собой любовь публики. Все, что ему тут остается - это подражать Джокеру Хита Леджера и делает он это незастенчиво и настойчиво: смехом, тиками и мимикой. Режиссер Снайдер отправил свой авторский почерк на заслуженный отдых (достаточно вспомнить критический, коммерческий и эстетический провал Sucker Punch («Запрещенный прием») и понятно его желание подражать «Черному рыцарю», но выходит у него еще хуже, чем у Айзенберга.

Дейвид Гойер (соавтор Нолановской трилогии) фарширует сценарий подмигиваниями — от фраз вроде «Готэм насмотрелся на фриков в клоунской одежде» до испорченного костюма Бэтмена с надписью «Ха-ха, шутка на твой счет» — и для фанатов это хорошо, но большая половина зала недоумевает. Убийству родителям Брюса посвящена первая сцена и целых два кошмара, но значение трупа Зода, неоднократно демонстрируемого на экране, так и остается без объяснения для не видевших «Человека из стали». Дальше - хуже: присутствует простоватый Макгафин в виде криптонитов (кто найдет, тот будет править миром), безликий Альфред, который здесь получился тоскливым холостяком с интересами в сфере современных технологий, мета-человек Wonder Woman (вскользь упоминается о целой теории о мета-людях, но сцена с объяснением видимо осталась на монтажном полу, приходится додумывать ее самому), но знает ли она о том, что обладает суперсилой, или догадывается об этом только после просмотра высланных Брюсом Уэйном видео? Неизвестно, ведь из 150 минут ей уделено не больше 20, и то для того, чтобы обменяться шутками, хотя в эпичном финале она встанет наравне с бывшими врагами.

Именно тут кроется главная проблема картины — в конфликте между Бэтменом и Суперменом. Казалось бы, можно придумать сотни причин их ненависти друг к другу, но авторский коллектив решил, что Бэтмен идет против Супермена, потому что если «есть и 1% вероятности того, что он станет нашим врагом, надо его уничтожить». Другими словами, Бэтмен принципиален, а Лекс Лютор всячески подогревает его классовую ненависть к инопланетянину, выставляя того виноватым в каждом взрыве в округе.

Глядя на трех актеров — Айзенберга, Кэвилла, Аффлека, приходит мысль, что фильм вообще-то о разборках старого и богатого мужчины с молодым красавчиком, между которыми встрял парень с не лучшим телосложением. Что их объединяет стремление к власти и что они могли бы делить как минимум женщин, как максимум желание иметь памятник в центре города, но увы, Супермен в исполнении Снайдера чист и прекрасен, как Есенин у Безрукова. Луис Лейн верна ему до гроба, а он не позволяет себе ни юмора, ни ран, ни неряшливости. За страдание здесь отвечает Бэтмен, который хоть и меняет гардероб со скоростью Кэрри Брэдшоу (сначала его костюм напоминает немецкий танк и не позволяет ему повернуться, потом дает возможность показать Джеки Чана) все равно не догоняет по силе своих врагов, а в финальной битве с Думсдэй и вовсе в качестве шухера — отвлекает монстра, прыгая по зданиям вокруг на веревке, пока Wonder Woman и Супермен собираются с духом.

Самое смешное тут — развязка. В кульминационный момент, когда у черного рыцаря появляется возможность прикончить Супермена, его остановит то, что объединяет всех неповзрослевших мальчиков — любовь к маме. Любые попытки воспринимать всерьез происходящее на экране после реплики «Сегодня Марта не умрет!» обречены на неуспех. Зак Снайдер еще не до конца Шумахер, но уже вполне себе Ролланд Эммерих: смотреть стоит, только если тянет к эпического размаха пшикам.


Мади Мамбетов, журналист, кинокритик:

«Бэтмен олицетворяет Человека, а Супермен – Бога»

Начинается картина с неслабого дежавю: под дождем уныло движется траурная процессия, в гробах покоятся тела почтенных граждан Готэма, Марты и Томаса Уэйнов, утирающий слезы сын Брюс сопровождает катафалк. Это душераздирающее зрелище показывали и Кристофер Нолан, и Тим Бёртон, так что зрителю сразу понятно – это обновленный Бэтмен, история перезапущена, Кристиана Бэйла можно не ждать. И верно: в следующей сцене сильно повзрослевший Брюс Уэйн имеет внешность оскаровского лауреата Аффлека («Арго», «Исчезнувшая»), и несется в дорогом автомобиле по улицам Метрополиса, над которым в смертном бою сошлись два беженца с планеты Криптон – Супермен и генерал Зод. Сцены разрушительного поединка, показанные в «Человеке из стали» (2013 год) из самого эпицентра, пораженный Бэтмен наблюдает со стороны – и разгромленный в итоге схватки город ему совсем не нравится. Если инопланетянин с волевым подбородком Генри Кэвилла («Агенты «АНКЛ», «Война богов») способен нанести такой урон человечеству, занимаясь объективно добрыми делами, что может случиться, если он обратит свою мощь против землян? Этим вопросом задается не один Уэйн – американское правительство, встревоженное население планеты и возлюбленная Супермена, журналистка Лоис Лэйн (Эми Адамс, «Зачарованная», «Афера по-американски») тоже начинают беспокоиться. Назревает конфликт между многоопытным народным мстителем-человеком (пусть и облаченным в костюм летучей мыши) и обладающим почти божественной силой, закованным в тугой латекс, инопланетным мигрантом. В намечающееся противостояние двух героев с нескрываемым восторгом вмешается харизматичный, но слегка сумасшедший молодой миллионер Лекс Лютор (Джесси Айзенберг, «Социальная сеть», «Ультраамериканцы»). Не останется в стороне и загадочная красотка Диана Принс (Галь Гадот, «Форсаж 4-6»), которая ближе к финалу раскроется с неожиданной стороны.

Сама идея «Бэтмен против Супермена» по своей задумке навевает мысли об отвратительных кроссоверах типа «Чужой против Хищника» или «Фредди против Джейсона», но на самом деле оказывается достаточно солидной драматургической конструкцией, которую можно свести к примитивному «усердие против дарования». Бэтмен является особо дорогим героем для многих поколений именно в силу того, что его супер-героические способности коренятся в достижениях техники и хорошей физической форме – его мутировавшие пауки не кусали, и космические импульсы не облучали, - он наш, он человек. Супермен же рожден на далекой планете: и присущие ему сила и навыки даны ему генетически, на Земле он прекрасный во всех смыслах герой, но все же – «молодец среди овец». Оба, по сути, олицетворяют вечное противостояние между двумя типами людей, достигающих успеха – тружеников и урожденных талантов. Один из главных голливудских специалистов по экранизациям комиксов Снайдер в своем фильме довел эту концепцию до максимума, почти до гротеска: в сегодняшней премьере Бэтмен олицетворяет Человека, а Супермен – Бога. Собственно, именно поэтому фильм и проваливается в довольно смутные метафизические глубины, - несмотря на очевидный юмор, который несут развевающиеся плащи супергероев и мышиные ушки на шлеме Бэтмена, - и выбирается из этих глубин с трудом и совсем неочевидной моралью в итоге.

Но куда забавнее смотреть на новую картину Снайдера с позиции доморощенного психолога. С базовыми концепциями фрейдизма знаком почти каждый, - и вот тут открываются любопытные ракурсы. «Бэтмен против Супермена» - это схватка трех невротиков с прущими из всех щелей daddy issues. Бэтмен горюет о потерянных в детстве родителях – и во флэшбэках ему является образ отца (Джеффри Дин Морган в полуминутной роли), противобожеский пафос Лекса Лютора подпитывается обидой на провидение, позволившее злодею-папаше издеваться над антигероем в детстве. А в анамнезе у Супермена, как мы помним, целых две отцовские фигуры – биологический папа Джор Эл (в «Человеке из стали» сыгранный Расселом Кроу) и Джонатан Кент (исполнивший его три года назад Кевин Костнер появится в многозначительной сцене здесь). Всем трем главным фигурантам смертоносного балета в фильме «Бэтмен против Супермена», по-хорошему, стоило бы просто походить к психологу, вместо того, чтобы устраивать бои без правил…

Но тогда мы потеряли бы яркие и масштабные сцены побоищ. А эти сцены – едва ли не самое впечатляющее, что происходит в «Бэтмене против Супермена». И это является как комплиментом картине, так и самым суровым ей приговором.

Если же попытаться свести отзыв о фильме к простым и ясным формулировкам, то резюме такое: это отлично снятая, хорошо сыгранная и довольно интригующая картина, смотреть которую, впрочем, необходимо только по одной единственной причине – чтобы не выпасть из кинематографического контекста на ближайшие годы. А это актуально, учитывая, что впереди кинозрителей ждут дальнейшие приключения Бэтмена, Аквамена, Чудо-женщины, Флэша и целого ряда супергероев, которые будут бороться с марвеловскими «Мстителями» за наше внимание в ближайшие лет десять.

Журналист, публицист, постоянный колумнист Власти

Программный директор кинофестиваля Clique

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые