Почему государству необходимо пересмотреть меры финансовой поддержки агропромышленного комплекса
Кооперация, транзакционные издержки и ограничения в сельском хозяйстве
Фото Жанары Каримовой

Данияр Куаншалиев, директор департамента аналитики ТОО «GreenPoint», специально для Vласти

Данияр Куаншалиев продолжает серию публикаций о сельском хозяйстве. В этом материале он объясняет, почему государственные способы финансовой поддержки сельского хозяйства не релевантны на фоне тех рисков, с которыми сталкиваются аграрии.

Одна из основных реформ в сфере сельского хозяйства, которую продвигает государство – объединение фермеров в кооперативы. Дело это благородное и необходимое для Казахстана, учитывая, что около 4/5 всей продукции производилось личными подсобными (ЛПХ) и крестьянско-фермерскими хозяйствами (КХ).

Однако несколько смущают меры, которые по мнению государства должны помочь в достижении этой цели. Государство поставило себе план создать 1200 кооперативов к концу 2021 года. То есть примерно по 300-350 кооперативов в год, начиная с текущего момента. Во-вторых, для этих кооперативов предусмотрены различные меры поддержки.

Рассмотрим финансовые. Они включают субсидирование затрат и лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования, субсидирование процентных ставок при кредитовании субъектов АПК, субсидирование стоимости покупки животных, субсидирование затрат ревизионных союзов для проведения аудита и так далее, упрощенные условия по получению финансирования из дочерних компаний НУХ «КазАгро».

Другими словами, государство создает привлекательные условия для того, чтобы фермеры добровольно объединились в более сложные структуры, в которых отдельные элементы будут заниматься только производством, другие – транспортом и реализацией продукции, третьи – первичной переработкой.

Теперь рассмотрим ситуацию как она есть. Сейчас наша компания GreenPoint работает над исследованием о ценообразовании и цепочке поставок овощей и фруктов. Есть некоторые промежуточные итоги, с которыми я хотел бы поделиться. Во-первых, статистика в отношении цен на продукты питания не отражает объективную реальность. Поэтому, чтобы сделать выводы, мы собственноручно решили замерить цен.

Во время этого выяснились интересные вещи. Например, стоимость реализации тепличных помидоров внутри города Алматы может разниться примерно в два раза. То есть, если стоимость 1 кг помидоров на оптовом рынке может составлять 400-500 тенге, то на локальном базаре цена будет уже 650 тенге, а в крупных сетевых магазинах – 750-800 тенге, в премиальных сторах – от 1300 тенге и выше.

Средние розничные цены по Казахстану на помидоры в 2016 году:

При этом закупочная цена у фермера составляет примерно 250-300 тенге за килограмм. Соответственно, при средней стоимости реализации на уровне 800-900 тенге за кило, большая часть средств, примерно 500 тенге является «наценкой» перекупщиков и ритейлеров. Эта маржа, в широком понимании внутри цепочки «производитель – потребитель» – является транзакционной издержкой.

И именно этот момент является основным лимитирующим фактором для отечественных фермеров – на них лежат основные риски, но в тоже время их доля в конечной стоимости продукции составляет 20-35%, а зачастую и еще ниже. Усугубляется этот процесс и тем, что перекупщики и ритейлеры являются единственными операторами выхода на рынок из-за чего, соответственно, диктуют правила игры.

В современном мире, где процветают такие рыночные агрегаторы как Uber и Alibaba, которые сводят транзакционные издержки практически к нулю, подобная архитектура цепочки поставки является пережитком прошлого, от которого мы никак не можем избавиться. Подобная «кривая» система мешает производителям фруктов и овощей генерировать достаточный уровень капитала для покрытия своих расходов, а также для последующих инвестиций. Эта система никак не позволяет средней ферме укрупняться, так как сельское хозяйство является капиталоемким сегментом, а период окупаемости проекта может исчисляться десятками лет.

Усугубляет и без того плохую ситуацию борьба с иностранными производителями – в основном из Китая, Узбекистана, Киргизии и других стран, чья продукция ввиду различных факторов, является дешевле отечественной. В итоге, крупных или средних производственных компаний в сельском хозяйстве Казахстана, которые в этом смогли выжить, можно пересчитать по пальцам в каждом регионе.

Контрактное фермерство как решение

В качестве альтернативы государственным мерам мы предлагаем привлечение так называемого «якорного» игрока – одного посредника, который инициирует программу контрактного фермерства. В этом случае якорный игрок не просто агрегатор фермерской продукции, но зачастую – центр компетенций, транспортно-логистический хаб, центр сертификации, оператор выхода, как на внутренний, так и на внешние рынки, в одном лице.

Эта схема отработана во многих странах, и соответственно возникает вопрос – почему бы не пытаться ее имплементировать в Казахстане? Якорный игрок, который обладает всей рыночной информацией, дает фермеру заказ на поставку определенного вида продукции, по определенному стандарту (в том числе и в вопросе фитосанитарного контроля). Кроме того, этот игрок проводит не только консультации, но и привносит с собой систему предоплаты для фермеров.

Плюс такого профессионального игрока также и в балансировании спроса и предложения на рынке. К примеру, если в летние месяцы мы видим очевидное перепроизводство тех же помидоров, что в свою очередь толкает цену вниз, а их нехватка в зимние – вверх, то стратегия якорного игрока очевидна: переработать излишек помидоров в томатную пасту и продать ее зимой.

Естественно, при этом распределение доходов будет более справедливым для фермеров, что, в конечном счете, приведет к увеличению этого сектора, который генерирует добавленную стоимость. Хорошим примером подобной схемы является инициатива «Фермеры Чилика», но подобную практику нужно масштабировать хотя бы на региональный уровень.

Графика ТОО «GreenPoint»

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые