Депутаты довольны своей гражданской позицией, но 83-мя из 98-ми голосов одобрили в первом чтении одиозные налоги

Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

В неожиданном ключе прошло сегодня в мажилисе обсуждение в первом чтении поправок в налоговое законодательство. Хотя соответствующий законопроект уже сейчас смело может претендовать на звание одного из самых скандальных документов, депутаты рассматривали его вполне мирно и без особых эмоций.

Вопреки ожиданиям парламентской прессы, вопросов к министру экономики и бюджетного планирования Ерболату Досаеву о «скандальных предложениях» - повышению налогов на жилье и автомобили – во время обсуждения не звучало.

Министр, правда, выступая перед депутатами, сам напомнил: «Фракцией партии «Нур Отан» внесены предложения по изменению ставок налога на имущество физических лиц и транспорт. Эти предложения концептуально на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету нами поддержаны».

Депутаты же, словно выложив весь запал во время обсуждения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения» на заседаниях рабочих групп, на пленарке вдруг заинтересовались формами финансовой отчетности, переходом на сдачу отчетности в режиме онлайн, и мерами по выводу экономики из теневого оборота.

И это при том, что все время, пока законопроект находится в мажилисе, депутаты то и дело высказывали свое негативное отношение к предложенным правительством мерам по увеличению налогов на имущество физических лиц.

К слову, и министр экономики, выступая на заседании комитета по финансам и бюджету мажилиса, сказал лишь, что правительство, понимая беспокойство депутатов, с большинством поправок согласно, и предложил детально отработать все депутатские предложения уже в рамках второго чтения.

О налоговом бремени для граждан мажилисмены заговорили уже в выступлениях. Так, Владислав Косарев от имени фракции «Народные коммунисты» (Коммунистическая народная партия Казахстана) напомнил, что «предложения правительства по повышению налоговых платежей с дорогого жилья и транспорта очень сильно взволновало наше общество».

«Эти новации можно оценить как неуклюжее стремление подлатать бюджет, правительство при этом рискует потерять доверие населения», - заявил он. Особо Косарев отметил и позицию фракции «Нур Отан»: «В этот переломный момент фракция правящей партии проявила характер, выступила против позиции правительства. Молодцы, коллеги. Вы проявили волю и гражданскую позицию, у вас это получилось, надеюсь, не в последний раз».

Что же касается позиции коммунистов, Косарев твердо заявил: коммунисты будут непреклонны. «Наша фракция не поддерживает этот законопроект даже в улучшенном, доработанном варианте. Потому что мы видим иные источники пополнения бюджета и против дополнительных нагрузок на плечи рабочего класса, самозанятых и безработных. Народ не должен страдать из-за неряшливости правительства и местных исполнительных органов».

Депутат предложил правительству взглянуть на другие источники пополнения бюджета – это трудоустройство самозанятого населения с тем, чтобы они также платили налоги; улучшение финансовой дисциплины; снижение уровня коррупции и вывод экономики из тени.

Именно этим, по мнению коммунистов, правительству нужно заняться в первую очередь, а не накладывать дополнительное налоговое бремя на честных налогоплательщиков.

«Сегодняшний проект мы не поддерживаем, и будем голосовать против, так как он служит способом латания дыр от неумелого управления экономикой страны и ложится тяжелым бременем на наш казахстанский народ», - твердо заявил Косарев.

Позицию фракции «Ак жол» (демократическая партия «Ак жол») озвучил Азат Перуашев. Депутаты этой фракции также с законопроектом не согласны. Но и позицию коллег из партии «Нур Отан» «акжоловцы» разделяют не полностью:

- Мы признательны нашим коллегам из парламентского большинства за проявленную принципиальность и защиту интересов рядовых граждан. В то же время нельзя не отметить, что внесенные поправки не столько улучшают закон, сколько делают его прохождение в мажилисе менее болезненным. Фактически они работают на правительство, поскольку позволяют разблокировать этот узел и даже тупик, в котором оказались разработчики законопроекта на фоне вызванной им широкого общественного резонанса. Фракция большинства фактически протянула руку своему правительству, показало, при каких условиях этот по идее непроходной закон может быть принят.

Перуашев также напомнил, что есть иные источники пополнения бюджета, в числе которых улучшение финансовой дисциплины чиновников и возврат выведенных за рубеж капиталов. Сделанные же сейчас в законопроекте «социальные уступки», по его мнению, «не меняют природы данного законопроекта, а именно – направленности на увеличение налоговых ставок и ужесточения налогового администрирования на фоне роста расходов на содержание госаппарата и высокой неэффективности бюджетными средствами».

«Фактически речь идет о свертывании либеральной налоговой реформы 2008 года, которую страна провела на фоне жесточайшего финансового кризиса. Депутаты фракции «Ак жол» по-прежнему уверены в нецелесообразности искать резервы для пополнения бюджета через ужесточение налоговой политики», - заявил депутат.

Прозвучало мнение и от депутатов, представляющих Ассамблею народа Казахстана. Жуматай Алиев в своем выступлении несколько раз подчеркнул, что депутаты от Ассамблеи – беспартийные. Однако и они благодарны коллегам из фракции «Нур Отан» за проявленную принципиальность. Депутаты от АНК, по словам Алиева, законопроект поддерживают, но указывают на необходимость его доработки по принципиальным позициям.

Завершил дискуссию спикер мажилиса Нурлан Нигматулин, со своей стороны указавший правительству на их ошибки. «Самое главное – когда разработчик приходит в парламент с каким-либо законопроектом, удивляешься, в первую очередь. Такое впечатление, что люди не понимают вообще, для чего цель конечная. А вся проблема в том, что когда разрабатывается законопроект, по разным причинам нет четкого понимания того, какую задачу поставил глава государства».

- Да конечно, парламент для того, чтобы здесь улучшать законопроект, мы для этого вместе и работаем. Но когда документ проходит, он же, наверное, обсуждается где-то на заседаниях правительства, на комитетах, в министерствах, - рассуждал спикер. - Он же должен быть уже отработан, если вы приходите со своим мнением. Потом же это освещается в СМИ, люди, население слышат. Какая их оценка работы власти в целом? Мы должны сегодня сказать, что качество законопроектов, которые приходят, особенно касающиеся таких чувствительных моментов, как мы сегодня видим и по налоговому кодексу, должно быть улучшено.

Что касается непосредственно содержания скандального законопроекта, спикер посоветовал министру экономики при работе над документом во втором чтении не ограничиваться лишь встречами с рабочей группой, профильным комитетом мажилиса и фракцией парламентского большинства, а провести встречи и выслушать мнение депутатов и двух других фракций.

Через час после начала обсуждения законопроект был поставлен на голосование. Из 98-ми присутствовавших на заседании депутатов 83 проголосовали «за», 9 – «против», 6 воздержались

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые