В воскресенье в Алматы на кладбище "Кенсай" на могиле Батырхана Шукенова в узком кругу близких и родных был открыт памятник певцу. С малоизвестной черно-белой фотографии, сделанной его друзьями, музыкант задумчиво смотрит на всякого, кто приходит с ним помолчать. На фото он с саксофоном, без которого теперь его, кажется, даже сложно оживлять в воспоминаниях. На плите размашистый росчерк - "Батыр", словно посмертный автограф всем, кто не успел получить его лично.
"Вот так, немного коряво он расписывался, мы решили оставить", - рассказал с грустной улыбкой собравшимся старший брат Батырхана - Бауржан Шукенов.
Памятник не пошлый - изящный, не отгрохан - изваян, это заметно, с любовью и уважением. В основе композиции - скрипичный ключ (смысл жизни Шукенова - музыка), от которого 52 трубы (по числу прожитых Батыром лет) по спирали уходят в небо и обрываются на пике, на высоте 2015 см (год, в который его не стало). Металлические конструкции, напоминающие трубы - это духовые музыкальные инструменты, с которыми неотъемлемо связана биография музыканта. Была даже идея оставить их полыми, но решили не рисковать, мало ли как они будут отзываться на ветер.
"Идея памятника принадлежит Асель Есжановой, она архитектор, наш друг, она предложила такой вариант - 52 трубы, в основе - стилизованный знак скрипичного ключа. Полумесяц переходит в стелу", - рассказывает Шукенов-старший, пока люди собираются к условленному времени у могилы. Она расположена почти над обрывом. Мы стоим напротив. Это место, кажется идеальным, чтобы найти покой, если к такой ситуации вообще применительны подобные категории.
Небо переливается металлическим цветом, идет нечто среднее между снегом и дождем. Но почему-то не долетает до земли. Фотограф потом скажет, что снег не липнет к камере - работу почти не усложняет. Три десятка человек в тишине смотрят на стелу, с которой на собравшихся смотрит Батыр. Памятник правда завораживает. То ли опрятностью, то ли каким-то тихим спокойствием, которое от него исходит, то ли это природа так сегодня угадала со светом, приглушив крикливые его оттенки.
Среди собравшихся - родственники Батырхана, его мама, директор Фонда им. Батырхана Шукенова Олжас Байканов, близкий друг Батырхана - композитор Куат Шилдебаев, народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова и другие.
Бауржан Камалович говорит, что это и не церемония вовсе - просто символически собрались близкие люди, чтобы открыть памятник, который так долго придумывали:
"Мы не хотели, чтобы он был банальным, не хотели, чтобы был похож на другие подобные. Придумывали долго. Даже техника нанесения фотографии - очень интересная, она выжигалась лазером, сзади стела покрыта антивандальной пленкой на каленом стекле. Позади высадили туи, чтобы когда они подрастут упирались верхушками в горы, ввысь. Искали долго облицовочный камень, не хотелось, чтобы он был... могильный совсем уж. Везли его долго."
В композиции даже есть место, где можно присесть, Бауржан Шукенов говорит, что его специально предусмотрели в проекте:
"Вы знаете, сюда столько людей приходит, и они часами тут стоят. Часами. Ходят вокруг... Ну, вот мы решили предусмотреть для этого место, чтобы была возможность присесть, подумать".
Много друзей Батырхана из разных стран мира отправили по камню, Бауржан Камалович даже пытался перечислять некоторые - Россия, США, Таджикистан, Киргизия - их тоже вмонтируют здесь, в знак памяти и любви.
Короткая вступительная речь старшего брата, трогательные слова от близких, в частности, от Бибигуль Ахметовны Тулегеновой, она только тогда и перестанет плакать, когда будет о нем говорить. Тихие переговоры между собой, еще немного цветов - он был музыкант. Великий музыкант. Молитва, связующая вечность, музыку и оставшихся здесь, тех, что по-прежнему ждут его шагов. И вот он снова объединил, утихомирил и заставил вспомнить, что "там, где рождалась музыка, там жила любовь".
Батырхана Шукенова нет с нами с 28 апреля. Он ушел из жизни, будучи в Москве, подвело сердце. В день, когда об этом стало известно, алматинские поклонники Батырхана тысячами вышли на площадь, чтобы исполнить его песни, эстафету подхватили другие города.
1 мая на гражданскую панихиду в Алматы пришло несколько тысяч человек, церемония прощания длилась несколько часов, после того, как тело музыканта отвезли на кладбище, поклонники Батырхана не расходились - пели его песни и скандировали его имя.