Себестоимость производства птицеводческой продукции из-за свободного курса тенге до конца года увеличится примерно на 10-20%, сообщил на брифинге в службе центральных коммуникаций в пятницу генеральный директор управляющей компании по птицеводческой отрасли «Шанырак» Максим Божко. При этом, по его словам, именно посредники накручивают цены, за счет чего стоимость продукции вырастает в разы.
«Всех очень волнует рост цен после того как тенге был отправлен в свободное плавание. Давайте сначала по себестоимости: самая главная часть себестоимости и мяса птицы и яйца – это корма. Это где-то от 60 до 70% в себестоимости. В кормах половина – зерновая составляющая, это пшеница, ячмень, кукуруза, то что производится Казахстане и мы не покупаем. И поэтому остаётся только половина вторая, которая зачастую импортируется. Это – ветеринарные препараты, минеральные добавки, которые не производятся в Казахстане, это соевый шрот, который иногда даже везут из Южной Америки, и он здесь дешевле, чем местного производства», - объяснил Божко.
По его словам, как раз эти компоненты и подорожали после ослабления курса тенге.
«На себестоимость конечной продукции, в итоге, это повлияет. Но не на 30-40%, а примерно на 10-20% себестоимость на наших предприятиях до конца года думаю, вырастет. Потому что сегодня многие поставщики нам звонят и говорят "мы будем цены поднимать". Поэтому рост цен очень плавный, аккуратный, но он неизбежен. Я не говорю, что это произойдёт в течение месяца или двух, но как таковое изменение цены происходит», - подчеркнул он.
Также генеральный директор компании рассказал о стоимости яиц, точнее, о разнице цен на производстве и в магазинах. По его словам, цена продукта повышается в два раза, пока доходит до конечного покупателя.
«Целая цепочка посредников, и оптовых покупателей, и розничных покупателей, в том числе и неконтролируемый оценка в магазинах. Есть закон, по которому накрутка цены на товары первого потребления не должна составлять больше 20% по разным категориям. Но зачастую в магазинах она может составлять и 30, и 40 и 50%. Никто не приходит в маленькие частные магазины и не наказывает, и не контролирует эту наценку. Вот эта проблема, с которой мы сталкиваемся», - признал Божко.
Он рассказал, что в 2012-2013 годах, когда цены на яйцо на прилавках выросли за один год практически на 30%, стоимость поднимали именно перекупщики, а не производители.
«В 2012 цена у нас была почти 12 тенге, а в 2013 она стала 13 тенге. То есть у нас произошло всего рост цены на 10%, а в розничной торговле на 30%. Проблема не в производителях, и не в себестоимости - проблема в этой цепочке продаж, которая есть и которая зачастую диктует цены. То есть это торговые сети и мелкие магазины, оптовики и посредники», - заключил он.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.