26 поправок в 19 статей Конституции по перераспределению полномочий между ветвями власти предложил на рассмотрение парламента глава государства. При этом в ходе подготовки проекта закона «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан» ко второму чтению, фракции партий «Нур Отан», «Ак жол» и КНПК внесли дополнительно еще 26 поправок, из которых специально созданная совместная комиссия, в которую вошли по семь депутатов из мажилиса и сената, а также три представителя-разработчика одобрили 10 поправок. В их числе – закрепление роли Нурсултана Назарбаева в Конституции.
«Эти дни все постоянные комитеты сената и мажилиса, фракции политических партий, депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана обсудили внесенный проект Закона и предложения, озвученные депутатами в ходе первого чтения. Совместная комиссия палат парламента активно работала 4 и 5 марта. От депутатов, постоянных комитетов палат парламента, фракций политических партий поступило всего 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, которые были всесторонне рассмотрены совместной комиссией. По итогам своей работы комиссия приняла решение внести на рассмотрение совместного заседания палат парламента во втором чтении 10 поправок», - сообщил в понедельник в ходе совместного заседания палат парламента руководитель комиссии, депутат Нурлан Абдиров.
Как отметил Абдиров, 25 лет истории независимого Казахстана подтверждают «глубокую продуманность и правомерность всех выдвинутых президентом страны идей и принципов, которые создали прочный фундамент для формирования политически стабильного и экономически процветающего государства».
«Ведущая роль Елбасы - Нурсултана Абишевича Назарбаева, его инициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности. Неоднократно представителями казахстанского общества поднимался вопрос о закреплении выдающегося вклада Елбасы в строительство нашего государства», - пояснил он.
«В этой связи предложена следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: «2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными», - сообщил депутат.
Кроме того, для признания межконфессионального согласия конституционной ценностью наряду с межнациональным согласием, пункт 2 статьи 39 Конституции депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана предложила дополнить положением о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие.
«Республика Казахстан является многонациональным государством, в котором в мире и дружбе сосуществуют уже многие десятки лет представители различных религиозных конфессий», - сообщил он.
Также было принято решение к исключительному ведению сената отнести избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по представлению президента Республики Казахстан.
Одобрено также предложение депутатов и по наличию высшего образования у кандидата в президенты. Эта норма вносится в пункт 2 статьи 41 Конституции. При этом устанавливается возможность введения дополнительных требований к кандидатам в президенты на уровне конституционного закона. Сохранили парламентарии и полномочие президента по назначению министра внутренних дел.
«Пункт 3 статьи 4 Конституции предлагается изложить в следующей редакции: «Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритеты перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики», - продолжил рассказывать Абдиров.
Для усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан в пункте 2 статьи 10 Конституции предлагается закрепить норму касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.
«Совместная комиссия полагает, что объективность и беспристрастность в вопросе о лишении гражданства должны обеспечиваться именно решением суда», - подчеркнул он.
Кроме того, новый пункт 3-1 статьи 2 Конституции предлагается дополнить нормой о том, что в городе Астана может быть установлен особый правовой режим именно в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.
«Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса Международного финансового центра «Астана», регулируемого конституционным законом», - объяснил он.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.