Почти 1 млрд тенге в 2019 году выделят из республиканского бюджета на услуги по обеспечению деятельности канцелярии первого президента Республики Казахстана – Елбасы, еще около 37 млрд тенге выделят из-за переноса срока повышения заработной платы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы и низовых категорий госслужащих исполнительных органов с 1 июля на 1 июня – эти затратные поправки внесли в сенате в ходе рассмотрения проекта закона «О внесении изменений и дополнений в закон «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы». В четверг в ходе пленарного заседания палата рассмотрела документ и вернула его в мажилис.
«На проведенном 20 марта текущего года совместном заседании палат парламента были приняты важные решения и президентом Республики Казахстан дан ряд поручений, требующих внесения изменений и дополнений в данный законопроект в части: переименования столицы в город Нур-Султан; создания нового государственного органа – канцелярия первого президента РК; переноса срока повышения заработной платы низкооплачиваемых работников бюджетной сферы и низовых категорий госслужащих исполнительных органов с 1 июля на 1 июня текущего года. Для реализации указанных поручений потребуется 38 млрд тенге, которые предлагается предусмотреть за счет дефицита республиканского бюджета с увеличением его номинального значения и сохранением размера относительно ВВП на уровне 2,1%», - говорится в заключении комитета сената по финансам и бюджету.
В целом поправки в бюджет сформированы с учетом текущей ситуации в мире, конъюнктуры на внешних рынках и итогов экономического развития за 2018 год, уточнен прогноз макроэкономических показателей на 2019 год в рамках прогноза социально-экономического развития республики на 2019-2023 годы. Так, в базовом сценарии цена на нефть сохранена на уровне $55 за баррель в 2019 году. Номинальный ВВП в 2019 году оценивается в объеме 64 335,0 млрд тенге, что на 323,5 млрд тенге выше относительно одобренного в ноябре 2018 года показателя. ВВП на душу населения составит $9 409,2. Реальный рост ВВП сохранен на уровне 3,8%.
Прогнозы роста сельского хозяйства (106,2%), торговли (104,3%), транспорта и складирования строительства (103,7%) сохранены на прежнем уровне. Ожидаемый рост промышленности снижен на 1,2 процентных пункта до 101,6% в связи с понижением прогноза по горнодобывающей промышленности на 2,2 процентных пункта до 100,0%. Рост в обрабатывающей промышленности пересмотрен в сторону повышения на 0,1 процентных пункта до 103,9%. Прогноз по экспорту увеличен на $0,3 млрд до $54,4 млрд, объем импорта сохранен на прежнем уровне – $32,9 млрд.
Национальным банком сохранен целевой коридор годовой инфляции в ранее запланированных пределах 4-6%.
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2019 год определен в сумме 6 986,3 млрд тенге с увеличением на 200,4 млрд тенге. Прогноз по налоговым поступлениям в целом определен в сумме 6 859,6 млрд тенге, по неналоговым поступлениям – в сумме 119,8 млрд тенге. Поступления трансфертов на 2019 год предусматриваются в общей сумме 3 466,1 млрд тенге с увеличением на 621,0 млрд тенге. На основании решения совета по управлению Национальным фондом увеличен размер гарантированного трансферта из Национального фонда на 2019 год на сумму 250,0 млрд тенге.
Предусмотрен также целевой трансферт из Национального фонда в размере 370,0 млрд тенге для создания фонда прямых инвестиций. В соответствиис Бюджетным кодексом учтен возврат неиспользованных целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета и Национального фонда, в сумме 978,7 млн тенге. Прогноз по погашению бюджетных кредитов на 2019 год определен в сумме 116,0 млрд тенге или с уменьшением на 0,9 млрд тенге. Расходы республиканского бюджета на 2019 год предусматриваются в сумме 11 895,1 млрд тенге с увеличением от скорректированного бюджета на 1 168,0 млрд тенге.
С учетом указанного увеличения, а также перераспределения средств расходы республиканского бюджета направлены на реализацию: новых социальных мер «Алеуметтик камкорлык» в сумме 444,3 млрд тенге; указа президента от 30 января 2019 года «О некоторых мерах по повышению конкурентоспособности» для создания фонда прямых инвестиций в сумме 370,0 млрд тенге; мероприятий в рамках Года молодежи в сумме 24,6 млрд тенге; мер по развитию региональной инфраструктуры; ранее принятых обязательств страны.
Резерв правительства предлагается установить в сумме 67,8 млрд тенге или с уменьшением на 9,1 млрд тенге.
Дефицит республиканского бюджета на 2019 год увеличен на 347,6 млрд тенге и составил 1 326,6 млрд тенге или 2,1% к ВВП. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета на 2019 год увеличен на сумму 987,9 млрд тенге и определен в сумме 5 407,6 млрд тенге или 8,4% к ВВП.
Уточненный прогноз поступлений в Национальный фонд на 2019 год рассчитан, исходя из объема добычи нефти 89,0 млн тонн, мировой цены на нефть $55 за баррель и курса тенге к доллару США 370 тенге.
Объем поступлений в Национальный фонд определен в сумме 2 601 ,9 млрд тенге с увеличением от плана на 325,4 млрд тенге.
Вместе с тем палата приняла закон «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О гарантированном трансферте из Национального фонда Казахстан на 2019-2021 годы».
«Данным проектом закона определен размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет на 2019 год в сумме 2 700 млрд тенге», - говорится в заключении комитета сената по финансам и бюджету.
Здесь отметили, что в 2019 году за счет гарантированного трансферта будет профинансировано 23% расходов республиканского бюджета, и его определенный размер обеспечивает выполнение условия по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде в размере 30% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.