«Они стали стрелочниками» - именно так охарактеризовала председатель счетного комитета Наталья Годунова исполнителей, которых наказали за неэффективное использование бюджетных средств и за нарушения бюджетного законодательства. Как выяснилось в среду в ходе пленарного заседания мажилиса, административная ответственность первых руководителей за такие нарушения так и не введена, хотя вопрос рассматривается уже 7 лет.
«Счетным комитетом в ходе проверки ежегодно выявляются факты некачественного планирования, неэффективного использования бюджетных средств, за которые согласно статье «Бюджетного кодекса» предусмотрена ответственность. Мы и в мажилисе неоднократно поднимали этот вопрос. На практике же к ответственности привлекаются рядовые специалисты госорганов, а должностные лица никакой ответственности не несут. А в связи с увольнением виновных лиц ответственность вообще никто не несет. Депутаты предлагают установить административную ответственность должностных лиц за некачественное планирование и неэффективное использование бюджетных средств», - заявил в ходе обсуждения в первом чтении поправок в Кодекс об административных правонарушениях депутат Мейрам Пшембаев.
Вице-министр финансов Канат Баедилов в свою очередь сообщил, что вопрос введения адмответственности на неэффективное планирование требует тщательного подхода: необходимо обсудить со всеми администраторами программ и изучить опыт зарубежных стран.
«На сегодняшний день ответственность за неэффективное планирование и использование бюджетных средств предусмотрена в законе «О государственной службе» - первый руководитель несет ответственность, вплоть до увольнения. Что касается внедрения адмотвественности, то здесь мы давайте подумаем», - предложил вице-министр финансов, отметив, что в законодательстве вообще нет таких понятий, как «неэффективное планирование бюджетных средств» и «неэффективное использование бюджетных средств».
«Согласен, что нам нужно определиться с так называемыми критериями. То есть нам нужно сформулировать и какую-то редакцию, давайте внесем в закон, если только вопрос стоит в этом», - вмешался спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
Первый вице-министр национальной экономики Арман Джумабеков фактически повторил слова своего коллеги о том, в законодательстве отсутствует четкий критерий «эффективности или неэффективности».
«Полагаем, что эти критерии должны быть в «Бюджетном кодексе». Когда мы там определим четкие критерии, потом можем ставить вопрос об ответственности администратора, руководителя госоргана за неосвоение или неэффективное освоение... Мы готовы ко второму чтению этот вопрос проработать», - предложил Джумабеков.
«Я сомневаюсь, что мы до второго чтения успеем», - тут же добавил Баедилов.
«Я извиняюсь, у нас два министерства, по-моему, в одном правительстве», - возмутился Нигматулин, отметив, что уже 7 лет госорганы обещают предусмотреть данный вопрос.
К обсуждению подключилась председатель счетного комитета Наталья Годунова, которая заявила, что критерии по неэффективному планированию и неэффективному использованию бюджетных средств еще год назад спланировали и внесли в проект изменений в «Бюджетный кодекс», а также они внесены в закон «О государственном аудите и финансовом контроле».
«Я не знаю, почему Минфин занимает такую позицию, но очень большая часть работы органов финансового контроля и аудита просто нивелируется тем, что разрешает объектом аудита самим самостоятельно рассматривать ответственность. По итогам 2018 года 93% наложенных дисциплинарных взысканий – это взыскание на исполнителей. То есть на тех молодых специалистов, которых не успели обучить и объяснить. В итоге они стали стрелочниками. Только 7% - это должностные лица, представляете, какой пласт работы органов государственного аудита просто нивелируется тем, что закон это позволяет? Наверное, не может быть сильного государства без сильного финансового контроля, поэтому просьба поддержать», - подчеркнула Годунова.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.