При этом он считает, что есть основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам
Муратхан Токмади заявил, что раскаивается в допущении гибели Ержана Татишева
ФОТО С САЙТА DAMU.KZ

В пятницу судебная коллегия по уголовным делам Алматинского областного суда продолжила рассмотрение жалобы Татишевых на постановление об условно-досрочном освобождении Муратхана Токмади. Выступили адвокаты потерпевшей стороны и осужденного, а также сам осужденный Токмади, подключенный по видеосвязи из колонии.

Аманжол Мухамедьяров, адвокат Татишевых, ходатайствовал о приобщении выводов адвоката Freeh Sporkin & Sullivan LLP о совершении нарушений Муратханом Токмади во время отбытия наказания. Суд приобщил их, а также другие выводы компаний Freeh Sporkin & Sullivan LLP и Freeh Group International Solutions, юристы которых были наняты родными Ержана Татишева для расследования его убийства.

Елена Жанатова, адвокат Токмади, в своем выступлении ответила на доводы потерпевших о том, что Токмади не погасил ущерб, нанесенный преступлением. Защитница считает, что по материалам дела ущерб не был обнаружен. Не было и гражданских исков от потерпевших. При этом осужденный погасил процессуальные издержки на выполнение судебных экспертиз.

Адвокат также напомнила, что с осужденным в 2018 году было заключено процессуальное соглашение о сотрудничестве. Токмади выполнил все его условия, и благодаря этому «было изобличено лицо, совершившее тяжкое преступление», и этому лицу был вынесен приговор. Адвокат считает, что подобные процессуальные соглашения позволяют участникам более резонансных дел получать условные сроки, тогда как ее подзащитный сидит уже более семи лет.

Адвокат Жанатова также считает, что признание или непризнание вины не должно лежать в основе принятия судом решения об условно-досрочном освобождении. Она попросила суд признать доводы жалобы Татишевых несостоятельными и отказать в ее удовлетворении.

Адвокат Мунайтпасов, также защищающий Токмади, заявил, что «цель любого наказания – достижение социальной справедливости и исправление осужденного», поэтому будет справедливее освободить и трудоустроить Токмади, чем содержать его за бюджетные средства.

Сам Токмади заявил, что не нуждается в отбытии полного срока наказания. Прокурор спросил у осужденного, как он относится к преступлению, за которое сейчас отбывает наказание.

«Я раскаиваюсь, потому что покойный Ержан Татишев был моим очень близким другом и по его приглашению я несколько раз пытался отговорить его от этой охоты. Я раскаиваюсь в том, что допустил вот такую его гибель, и раскаиваюсь перед своей собственной семьей, что на протяжении семи лет они живут без меня, потерпели столько гонений, репрессий в свой адрес», – ответил он.

Прокурор также спросил, связывался ли Токмади с потерпевшей стороной, чтобы попросить прощения.

«Я на протяжении длительного времени пытался встретиться с семьей Татишевых, с матерью, с отцом, но натыкался на очень сильное противостояние братьев покойного, – заявил Токмади. – Я посещал до отсидки на протяжении двенадцати лет могилу Ержана в день его рождения и в день смерти. Там мы случайно виделись, но я не мог подойти, потому что там охрана. В начале 2005 года я пытался разговаривать с супругой покойного. В начале [2005] года из-за притеснений они были вынуждены уехать за границу, и я не смог с ними встретиться, загладить вину». Он добавил, что его семья виделась с матерью покойного, и может быть, после отсидки он сам сможет увидеться с потерпевшими.

Олег Чернов, адвокат Татишевых, задал уточняющий вопрос о том, раскаивается ли осужденный в совершении заказного убийства.

«Есть приговор суда от 16 марта 2018 года, где я признан виновным в совершении особо тяжкого преступления. Отбыл более двух третей срока, хотя должен был выйти согласно процессуальному соглашению еще два года назад. Этот приговор не отменен, не возобновлен по вновь открывшимся обстоятельствам, хотя основания есть, поэтому он в законной силе. Я добавить больше ничего не могу, я сказал же, что я раскаиваюсь», – ответил Токмади.

Судебное разбирательство отложено до 12 сентября.

В 2004 году бизнесмен Муратхан Токмади получил год лишения свободы за непредумышленное убийство банкира Ержана Татишева и почти сразу вышел по амнистии. В 2017 его осудили на три года лишения свободы за вымогательство и незаконное хранение оружия. Затем в эфире КТК был показан документальный фильм, в котором Токмади заявил, что смерть руководителя банка «ТуранАлем» Ержана Татишева в 2004 году была «заказом Мухтара Аблязова».

В марте 2018 года суд приговорил бизнесмена к 10,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении максимальной безопасности. После этого суд в Таразе также заочно приговорил Мухтара Аблязова к пожизненному лишению свободы, посчитав, что он организовал убийство Татишева с целью завладеть активами банка.

В марте 2022 года Муратхан Токмади обратился к Касым-Жомарту Токаеву с призывом пересмотреть дело. Он указал, что следователи и должностные лица КНБ оказывали на него давление и вынуждали подписать соглашение о признании вины. Он также заявил, что подвергался пыткам сотрудниками КНБ – по этому факту было возбуждено уголовное дело, однако в декабре 2022 года оно было прекращено.

В августе и октябре 2022 года суд отклонял апелляционные жалобы Муратхана Токмади об условно-досрочном освобождении. В начале августа этого года агентство КазТАГ со ссылкой на пресс-службу суда Алматинской области сообщило, что 26 июля его ходатайство об условно-досрочном освобождении было удовлетворено.

В конце августа суд начал рассматривать апелляционную жалобу Татишевых на предоставление условно-досрочного освобождения Муратхану Токмади.

Свежее из этой рубрики