Медиа-бизнесмен Арманжан Байтасов в своем «прощальном» интервью телеканалу ОҢ-ТВ рассказал о том, что общественное телевидение в Казахстане уже давно существует, предположил, что российские масс-медиа окончательно завоевали умы казахстанцев, и признался, что снять фильм о вторых женах всегда было его намерением.
На минувшей неделе зрители имели возможность насладиться очередным интервью с медиа-бизнесменом Арманжаном Байтасовым в эфире телеканала ОҢ-ТВ (бывший ТАН). Вскоре после интервью, к слову, стало известно, что бизнесмен окончательно распрощался с телеканалом, завершив сделку по его продаже, начатую еще в 2014 году. Вероятно, теперь Байтасов не будет появляться в его эфире с завидной регулярностью, а участие в программе «Открытый диалог» с Мухитом Сапарбаевым в этом контексте выглядит как реверанс в адрес команды канала.
На 13-й минуте разговора ведущий неожиданно - потому что до этого речь шла об Instagram-аккаунте Байтасова - поинтересовался: «Как вы думаете, Казахстан сейчас нуждается в общественном телевидении?». Байтасов на пару секунд, что называется, «завис», но быстро нашел нужные мысли в голове.
«Общественное телевидение - это же такая вещь, которая содержится на деньги государства и осуществляет определенные функции для общества, для жителей страны. По сути дела мы сегодня уже содержим общественное телевидение, потому что есть телеканал «Казахстан», есть «Хабар». Эти компании работают за счет бюджета, а госбюджет формируется из денег налогоплательщиков», - быстро рассудил бизнесмен.
Констатировав, что общественное телевидение в Казахстане де-факто существует, Байтасов продолжил: «А как оно управляется, как работает, какие проекты выходят, кто контролирует информационную политику, кто контролирует творческую составляющую каналов - это уже чисто технические, организационные вопросы».
Сапарбаев не стал выказывать откровенного удивления позицией своего собеседника. Он-то, наверняка, в курсе, что общественное телевидение финансируют не через громоздкий госаппарат, а напрямую путем сбора абонентской платы с аудитории. Интересно, что еще недавно сам Байтасов, будучи собственником канала, собирался превратить ТАН в телеканал, чьи зрители могли бы стать соинвесторами компании, и, очевидно, имел иной взгляд на понятие общественного телевидения. Но, видимо, что-то пошло не так, а будут ли новые руководители ОҢ-ТВ к этому стремится - большой вопрос.
Следующий вопрос ведущего в свете всего вышесказанного прозвучал более чем логично. «Что насчет свободы слова? Вы всегда свободны в своих мыслях, выражениях или все-таки есть какие-то темы, которые нежелательны?», - выдал Сапарбаев. «Нежелательные» темы есть везде, и Казахстан, конечно, не исключение, озвучил свое мнение Байтасов, отказавшись при этом судить, хорошо это или плохо. При этом медиа-бизнесмен уверен, что в среде казахстанских масс-медиа «совсем закручивать гайки, по большому счету, уже и не имеет то смысла». Быстро разобравшись с этим, Байтасов перескочил на тему, которая, очевидно, заботит его куда больше, чем внутренняя свобода казахстанских СМИ.
«Наше информационное поле же очень специфично. Мы, так скажем, открыты, и сегодня, мы же понимаем, какое влияние имеют российские СМИ. Нужно еще посмотреть, кто имеет больше информационного влияния в Казахстане: СМИ из Москвы или СМИ из Астаны. Ну просто замеры сделать, кому больше доверяют, что больше смотрят… Я думаю, что если честные будут измерения, то цифра будет неутешающая», - заявил он.
Сапарбаев ухватился за слова Байтасова, как за соломинку: «Казахстанские СМИ сегодня готовы дать отпор в информационной войне?». Байтасов подрастерялся: «М-м-м, я не знаю. Смотря, какого уровня будет информационная война. Я думаю, что казахстанские СМИ (шумно выдохнул), которые на госбюджете находятся, не очень сильно подготовлены к работе в жестких условиях». На этом тема отечественных масс-медиа себя благополучно исчерпала, и «гвоздем» второй части беседы стала могучая любовь Байтасова к кинематографу.
Это светлое чувство, как стало известно телезрителям, вылилось в поддержку бизнесменом такого скандального кинопроекта как «Токал». Оказалось, что сам Байтасов давно грезил возможностью снять фильм на эту злободневную тему и даже держал у себя соответствующий сценарий. Поговорив с генеральным продюсером фильма «Токал» Гаухар Нуртас, посмотрев трейлер с участием Марка Дакаскоса, он согласился объединить усилия. Более того, Байтасов поговорил по телефону с Дакаскосом: по его словам, голливудский актер лично подтвердил ему факт своего участия в картине.
С едва скрываемой улыбкой бизнесмен рассуждал о провокационности темы, о том, что о токалках в нашем обществе судачат везде: на кухнях, в приемных, в кабинетах, в автобусах. Ведущий же в этот момент захотел проявить себя как мастер острых вопросов и спросил, как сам Байтасов относится к теме вторых жен. «Осуждать кого-то, воспитывать, кому-то что-то говорить - мне кажется, это неправильно. У каждого своя жизнь, у каждого свои отношения. И здесь может сложиться все совсем по-разному у разных людей», - прозвучало в ответ.
Дальше продолжать тему стало бессмысленно, и Сапарбаев сменил тему, его внимание привлекли часы собеседника: «Я сегодня вижу, у вас очень красивые часы с национальным узором. Это казахстанский продукт?», - спросил ведущий. Байтасов, ответив утвердительно, сначала впал в безнадежный пафос: «Да, я, конечно же, поддерживаю отечественных дизайнеров. Я вообще поддерживаю все, что сделано в Казахстане». Потом гость программы ударился в воспоминания о «золотых годах» 31 канала, когда поддержка отечественных предпринимателей благодаря его усилиям стала актуальным трендом.
Сапарбаев, показавший себя мастером неожиданных вопросов, в самом конце поинтересовался (правда, совершенно непонятно, с какой целью), какую одежду предпочитает носить Байтасов. Бизнесмен не стал придумывать велосипед и отметил, что для работы предпочитает костюмы. «Итальянские костюмы», - добавил он. Этим честный бизнесмен и поставил точку в разговоре о собственном гардеробе и симпатии к казахстанским дизайнерам.