Фильм недели: Бёрдмэн

Мади Мамбетов, специально для Vласти

Мади Мамбетов посмотрел картину, которая номинирована на девять Оскаров и выходит за рамки «нравится – не нравится». Фильм обязателен к просмотру как один из лучших образцов киноискусства как такового.

Название: «Бёрдмэн» (Birdman)

Выход в прокат: 22 января

Создано: «Regency Enterprises»

Стоимость билета: от 750 до 8000 тенге

Просмотрено: за 159 минут

Актеры: Майкл Китон, Зак Галифианакис, Наоми Уоттс, Эмма Стоун, Эдвард Нортон

Главная причина, по которой стоит сходить: Девять номинаций на «Оскар» — солидный повод для просмотра. Но еще важнее то, что новый фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту принадлежит к числу тех картин, которые существуют уже вне оценок – это просто надо посмотреть.


Стареющий актер, бывшая суперзвезда франшизы «Бёрдмэн», Риган Томсон (Китон) ставит на Бродвее адаптацию известной книги. Томсон сам себя занял в главной роли, да еще взвалил на свои плечи обязанности сценариста и режиссера. Все риски на нем, в случае провала валить вину не на кого, - да и незачем уже. Это последняя попытка показать миру, что бывший киношный супергерой что-то из себя представляет. Последний шанс убедить окружающих, что он, Томсон, важен.

На фоне этой титанической задачи, горящей валтасаровыми буквами в мозгу потихоньку сходящего с ума лицедея, остальные заботы отступают на задний план – и для экс-Бёрдмэна перепалки с партнером по сцене (Нортон) важнее, чем взаимоотношения с дочерью (Стоун), только что вышедшей из реабилитационного центра (и все же курящей за кулисами траву). Семья рассыпалась, деньги закончились, от карьеры и былой славы остались только промо-плакат «Бёрдмэна 3» и назойливой голос Человека-птицы, который, очевидно, олицетворяет неуемное актерское эго главного героя, в ушах.

Это затравка, происходящее дальше будет, с одной стороны, всего лишь голливудской производственной драмой, и черной комедией, в которой философски пафос гармонично уравновешивается едкой иронией – и что самое важное, самоиронией. Описывать бессмысленно, надо смотреть. Тут подмывает распылиться в словесах, отмечая сходство «Бёрдмэна» с предшествующими фильмами-книгами-пьесами («Синекдоха Нью-Йорк» сразу вспоминается, например), но смысл? Он так же похож на булгаковский «Театральный роман», к примеру, как и на картины Босха, или другие неровные, но значимые художественные произведения.

«Бёрдмэн» - фильм-головоломка. Или, скорее, шкатулка с сюрпризами, калейдоскоп или паззл. Художественная форма, выбранная создателями, безупречна – это матрешка, с историей внутри истории внутри истории. В определенном смысле, этот фильм виртуознее закручен, чем «Начало» Нолана, - тут бывший Бэтмен Майкл Китон играет бывшего Бердмана Томсона, а уже Томсон играет на бродвейских подмостках героя пьесы с программным названием «О чем мы говорим, когда говорим о любви». И в фильме, как и в пьесе в нем, говорят, конечно, о любви, и говорят много. Но не только о ней.

Из всех диалогов и монологов картины складывается причудливая мозаика высказываний на всевозможные темы, от глобальных до совсем ничтожных, и в одной-единственной тираде может прозвучать как призыв к отказу от призрачных мирских вещей, таких, как слава, – так и дико-актуальное «без Facebook ты никто». Высокое тут перемешано с низменным, главное – с третьестепенным; и гениальным образом все это смотрится совершенно естественно, ничего не режет ни глаз, ни слух.

«Бёрдмэн» в целом – это торжество кинотехнологий. Это изумительно качественно собранный идеальный фильм, в котором на общую цель работают как операторская работа (все снято – или создана такая иллюзия, - одним длинным планом), так и музыкальное сопровождение (три четверти фильма звучат тревожные ударные, в нужные моменты включаются тоскливые клавиши или гнетущий бас). Камера, даже совершая захватывающие пролеты над сценой театра или улицами Манхэттена, все же создает потрясающе интимную атмосферу, когда зритель чувствует себя погруженным в события с головой и даже чувствует легкую неловкость от «эффекта подглядывания». Про диалоги уже сказано (продуманны, четки и одновременно естественны), но слова мертвы без произносящих их. И в этом смысле «Бёрдман» может похвастаться одним из самых лучших ансамблей в современном кино – каждое выступление, даже минутный эпизод, - это мастер-класс актерской игры.

Этот фильм, говоря в целом, выходит за рамки «нравится – не нравится». Он обязателен к просмотру как один из лучших образцов киноискусства как такового – и как таковой должен рассматриваться. В конце концов, мы можем по-разному относиться к «Сикстинской капелле», - но то, что ее надо увидеть, хотя бы на репродукциях, это уже, кажется, несомненно. Да и кто, в принципе, рискнет ругать «Бёрдмэна» после сцены из фильма, в которой актер и кинокритикесса обмениваются самыми едкими за долгие годы репликами, суммирующими вековое противостояние искусства и критики?

Свежее из этой рубрики