Парламент принял закон о легализации имущества и капиталов, усомнившись, правда, в соответствии экспертиз документа

Софья Пашкова, Астана, Vласть

В четверг на пленарном заседании сенаторы приняли закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества», а также сопутствующий ему пакет поправок в действующее законодательство. Таким образом, закон является принятым парламентом в целом и направляется на подпись президенту.

Обсуждая документ, сенаторы подняли целый ряд вопросов. Так, Сарсенбай Енсегенов заметил, что в международной практике чаще применяется амнистия капиталов, тогда как Казахстан уже второй раз проводит легализацию имущества. Депутат заметил, что сенаторы, работая над законопроектом в комитетах, просили сотрудников министерства финансов предоставить им информацию о международной практике легализации имущества, однако так и не дождались. В ответ министр финансов Бахыт Султанов пообещал наказать этих сотрудников, однако из его слов следовало, что эти данные депутатам и не понадобились бы: «В других странах есть опыт. Однако мы особо не ссылаемся на их опыт, потому что у нас имеется свой опыт, свои особенности, поэтому мы легализацию имущества проводим на основе своего опыта».

Сенатор Енсегенов обратил внимание и еще на один момент. «Мы третий раз проводим легализацию. В чем причина? Как имущество может быть построено или приобретено незаконно? — спросил он. — Или у нас неэффективно работают законодательные акты, или необходимо совершенствовать законодательство? Мы же должны предотвращать незаконное строительство, незаконное приобретение имущества».

«Оно построено, можно сказать, что не противоречит закону, — ответил Султанов. — Они (собственники) когда-то несвоевременно оформили, не зарегистрировали, может, где-то потеряли документы».

Светлана Джалмагамбетова отметила, что легализацией можно создать весьма опасный прецедент для граждан, строящихся на самозахваченных землях. «Подпадают ли под этот закон строения в селах вокруг Астаны, где дома построены путем самозахвата земли? Сегодня идут суды, чтобы отобрать эту землю, чтобы домостроения снести или разобрать, — напомнила депутат. — Не обострит ли эту ситуацию этот законопроект? Потому что, если мы легализуем, то этот процесс самозахвата нельзя будет остановить».

«Там где незаконно имущество построено — оно не может быть легализовано, — успокоил ее Султанов. — Мы говорили, что в основном это имущество, где документы были утеряны или вовремя не зарегистрировано, или зарегистрировано ненадлежаще. Но там, где идут суды, все это в том же порядке будет осуществляться — решениями судов и так далее. А чтобы легализовал свое имущество граждан, он должен доказать, что вот эта земля принадлежит ему».

А сенатор Ерлан Нигматулин, внимательно изучив не только сам закон, но и пакет экспертных заключений к нему, был немало озадачен. Эксперты «разобрались» в тонкостях легализации в рекордно короткие сроки. Некоторые — даже авансом:

«Согласно ваших данных, научная антикоррупционная экспертиза была проведена в течение одного дня, также в течение одного дня была научно-правовая экспертиза. На мой взгляд, это очень короткий срок, — сказал Нигматулин главе минфина. — Что касается научно-экономической экспертизы, там вообще ситуация странная. В соответствии с полученными нами документами, экспертиза правительством была получена 11 мая, а законопроект институту был представлен 15 мая. То есть на 4 дня была раньше представлена экспертиза? Не говорит ли это о формальном подходе?».

От такого вопроса, министр, похоже, растерялся. Но все же ответил: «Мы все процедуры, которые необходимо при разработке законопроекта проводить, делали в срочном порядке, достаточно быстро. Это... Несколько этапов проходило, контроль проводился, и оценка проводилась очень быстро. Я проверю по датам еще раз, но таких нарушений... Мы бы не зарегистрировали законопроект, если бы были явные нарушения. А скорость прохождения и проведения экспертиз действительно была высокая».

Как уже сообщалось, законом определено, что к объектам легализации отнесено имущество в виде денег, ценных бумаг и долей участия в уставном капитале юридического лица; строений (сооружений), соответствующих целевому назначению принадлежащих на праве собственности субъектам легализации земельных участков, на которых они расположены, и строительным нормам и правилам; строений (сооружений), оформленных на ненадлежащее лицо, а также недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Казахстан.
Не подлежит легализации имущество, полученное в результате отдельных преступлений: преступлений против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных и иных правонарушений и преступлений против интересов государственной службы.

Определены два ключевых принципа предстоящей легализации: во-первых, легализация проводится в целях вовлечения в экономический оборот страны дополнительных средств и имущества; во-вторых, легализованные деньги и имущество не признаются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом.

Сроком легализации установлен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Согласно предлагаемой процедуре легализации, деньги должны зачисляться на специальные сберегательные счета, открытые в банках второго уровня. Далее, субъект легализации должен определиться с выбором инструмента легализации. Таких инструментов несколько: так, деньги можно держать на этих же специальных счетах, открытых в БВУ, в течение пяти лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам. При желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику — путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компании, институтов развития и акций, реализуемых в рамках Программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже. И третий инструмент — можно приобрести объекты в рамках предстоящей «второй волны» приватизации. При этом, если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение. При выплате ему таких денег банки второго уровня удержат сбор в размере 10 % от легализуемых денег.

Легализация имущества (кроме денег) будет проводиться комиссиями при акиматах, путем представления субъектами легализации заявления и соответствующих документов. Согласно закону, гражданин, легализовавший имущество, самостоятельно несет расходы, связанные с легализацией, включая регистрацию имущества (расходы по подготовке и изготовлению правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов). Кроме того, за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана, будет взиматься десятипроцентный сбор.
Напомним, что предстоящая акция — уже третья амнистия капиталов и имущества, проводимая в Казахстане за годы независимости. Первая легализация капиталов проходила в 2001 году, и в ее рамках было легализовано порядка 480 млн. долларов.
Вторая «кампания», уже включающая и легализацию недвижимости, проводилась в 2006-2007 годах, и в ее рамках было легализовано порядка 840 млрд тенге. В рамках предстоящей легализации, по прогнозам правительства, будет выведено из тени порядка 10-12 млрд долларов.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые