Современное поколение младше 30 лет с трудом может вспомнить времена, когда наличие импортных товаров в семье являлось показателем престижности и значимости владеющих ими людей. Сейчас стать обладателем иностранного продукта легко – границы Казахстана открыты для внешней торговли.
Но буквально несколько десятилетий тому назад ситуация была совершенно иная. Импортные товары если и попадали на рынок Советского Союза, то, как правило, продавались нелегально, либо предназначались только для определенного круга высокопоставленных людей.
Сказать, что импорта в СССР не было совсем – нельзя. Советский Союз имел торговые отношения с разными странами. В основном же структура импорта товаров Союза включала в себя машины, оборудование, транспортные средства, топливо и электроэнергию, руды, металлы, химическую продукцию, лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия, текстильное сырьё и полуфабрикаты, продовольственные товары и промышленные товары народного потребления. В больших объемах импортировалась пшеница, сахар, мясо.
Интересно, что поставлять в СССР такой продукт, как бананы начали достаточно рано – в конце 1930-х годов Союз впервые сделал закуп крупных партий бананов. Массово же импортировать бананы начали в середине 1950-х годов.
Помимо бананов, на прилавки магазинов попадали и другие заграничные продукты питания, которые по различным причинам, преимущественно природно-климатического характера, не могли производиться в стране – это цитрусовые, какао-бобы, кофе и др. Завозили также и одежду, медикаменты, мебель, предметы гигиены.
Появлялись на рынке и иностранная парфюмерия, косметика, сигареты, магнитофоны. Правда достать данные товары было сложно – как правило, нужны были не только деньги, но и связи. От того обладать ими было не только приятно, но и престижно.
Другим важным событием для советских людей стало появление в свободной продаже американского газированного напитка «Пепси». Произошло это в далеком 1973 году. Первое предприятие по производству «Пепси» было открыто уже в 1974 году в Новороссийске. Через некоторое время аналогичные заводы были открыты и в других городах стран Советского Союза. Взамен СССР начал поставлять в США водку «Столичная».
Позже на столы советских граждан стали попадать и зарубежные алкогольные напитки. Так, например, путь голландского пива Bavaria, которое казахстанским потребителям известно уже на протяжении более двух десятков лет, лежал через ГДР, где несколько десятилетий назад размещалась группа советских войск. По информации представителя Bavaria N.V в странах СНГ Олега Рогозина именно тогда солдаты и познакомились с данной маркой пива, которое пришлось им по вкусу. Впоследствии именно через их канал пиво и начало попадать на территорию СССР.
«И когда Bavaria увидела такое положительное отношение к продукту, к их марке, было принято решение более активно развивать свою деятельность на территории тогда еще Советского Союза», - поведал Vласти Рогозин, отметив, что прямые поставки на рынки постсоветских стран начались буквально спустя пару лет, в 1991 году.
Однако Bavaria не была монополистом, хоть и первой вышла на рынок СНГ, так как буквально через какое-то короткое время на рынок начали заходить и другие пивные бренды. Первые же регулярные прямые поставки голландского пива в Казахстан начались в начале 1993 года.
Конечно, несмотря на то, что Казахстан активно интегрирован в мировую торговую систему, даже на сегодняшний день не все мировые бренды представлены в стране. Кого-то пугает сложная и дорогостоящая логистика, кого-то недостаточный объем рынка, коррупция, низкий уровень потребительской культуры и т.д. Но по большому счету в настоящее время при высоком уровне развития электронной коммерции в мире практически все территориальные границы условны. А это в свою очередь позволяет людям из различных уголков планеты быть обладателями товаров как самых популярных брендов, так и малоизвестных марок.