Вряд ли подавляющие большинство казахстанцев считает идеальными отечественные законы, однако далеко не все решаются на то, чтобы активно способствовать их изменению. Vласть постаралась найти наиболее яркие примеры того, как инициативы гражданского общества сделали законы лучше.
Для начала нужно оговориться, что в Казахстане никто не классифицирует законы или поправки по принадлежности инициативы их принятия. Отследить это, как пояснили Vласти юристы, попросту невозможно, потому что законопроекты готовятся самыми различными путями. Кроме этого, нередко случается так, что изначальная инициатива, проявленная «снизу», подхватывается «сверху», и до парламента доходит уже в таком виде, что усмотреть в ней изначальный замысел становится чрезвычайно сложно.
Несмотря на это, гражданское общество продолжает предпринимать попытки активного участия в законотворческой деятельности. Одними из последних и самых ярких примеров являются широко обсуждаемые сейчас законопроекты «О доступе к информации» и «Об общественном контроле». Оба закона были в свое время инициированы правозащитным сообществом Казахстана, однако к сегодняшнему дню стали органической частью антикоррупционной программы партии «Нур Отан» до 2025 года.
Составители программы так прямо и указывают, что упомянутые законы будут приняты через фракцию «Нур Отан» в мажилисе парламента. Первый их них обеспечит граждан доступом к информации госорганов, квазигосударственных компаний и, что немаловажно, «субъектов естественных монополий и доминантов на регулируемых рынках». Второй законопроект, согласно партийной программе, «внедрит современные и эффективные инструменты независимого контроля государственных органов, а также позволит шире вовлекать граждан в процесс принятия и реализации решений данных субъектов».
И хотя оба закона с высокой вероятностью примут уже в ближайшее время, поводов для радости у правозащитников не так много. У экспертов, наоборот, появилось еще больше причин для организации «круглых столов», посвященных несовершенству проделанной законодателями работы. Между тем, в копилку достижений гражданского общества все же можно включить несколько законов и законодательных новелл, которые с теми или иными оговорками были одобрены и приняты на государственном уровне.
1. Прозрачность деятельности добывающих компаний
10 лет назад группа казахстанских неправительственных организаций объединилась в коалицию под говорящим названием «Нефтяные доходы – под контроль общества!». Члены коалиции обратились к правительству страны с единственной просьбой – как можно скорее присоединиться к EITI (Инициативе по Прозрачности Деятельности Добывающих Отраслей). Уже в 2005 году Нурсултан Назарбаев во всеуслышание заявил о намерении воплотить глобальную инициативу на уровне республики. Только в 2013 году, со второй попытки, Казахстану удалось официально стать 19-й страной-последователем EITI.
В результате, отечественные добывающие компании - согласно внесенным в закон «О недрах и недропользовании» поправкам - отныне обязаны раскрывать всю информацию по уплаченным налогам, таможенным платежам, специальным и обязательным платежам, дивидендам на государственный пакет акций и произведенным «социальным инвестициям».
2. Защита прав женщин
Неправительственные организации, защищающие права женщин, с середины 1990-х годов активно взялись за казахстанские законы. Благодаря их стараниям из трудового законодательства были исключены дискриминационные нормы, приняты изменения и дополнения в закон «О браке и семье», республика присоединилась и ратифицировала шесть международных конвенций о правах женщин. Кроме этого, казахстанские «феминистки» инициировали принятие закона «О равенстве прав и возможностей для женщин и мужчин», а также ужесточение ответственности за бытовое насилие в отношении женщин.
При этом, пожалуй, главным достижением феминистского движения в Казахстане стало то, что с 2013 года каждый законопроект в республике в рамках научной экспертизы проходит и так называемую «гендерную экспертизу». Правозащитники надеются, что вскоре обязательная гендерная экспертиза нормативных актов станет обязательной для всех госорганов.
3. Защита прав молодежи
Еще в конце 1990-х годов молодежная общественность Казахстана инициировала разработку закона о молодежной политике, который был принят в 2004 году. С тех пор молодые люди, объединенные различными НПО, регулярно добивались участия в рабочих группах по реформированию действующего закона и по разработке нового законопроекта. Молодежные организации (такие, например, как Молодежная информационная служба Казахстана) своими силами подвергали законопроект нескольким экспертизам и предлагали десятки поправок.
В декабре 2014 года мажилис в первом же чтении одобрил законопроект «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». В начале года депутаты решительно критиковали документ, который, по их мнению, не решал ни одну проблему молодежи. Министр образования и науки заверил, что поправки депутатов были учтены, о мнении же молодежных активистов Саринжипов распространяться не стал.
4. Улучшение условий работы СМИ
В 2009 году было принято судебное решение о возмещении «БТА-Банку» 60 млн. тенге в качестве морального ущерба со стороны газеты «Республика». В 2010 году газета «Уральская неделя» компенсировала «Тенгизнефтестрой» моральный ущерб в размере 20 млн. тенге, а в 2011 году - «СПП Металлоизделия» моральный ущерб в размере еще 20 млн. тенге. Медийные НПО во всех этих случаях указывали на абсурдность предъявляемых юридическими лицами претензий, однако суды, принимая решение в пользу компаний, не преступали букву закона.
Инициатива о внесении изменений в гражданское законодательство принадлежала, таким образом, отстаивающим права журналистов НПО. Благодаря их усилиям уже в 2011 году в действие были введены изменения и дополнения в статьи 143 «Защита чести, достоинства и деловой репутации» и 951 «Возмещение морального вреда» Гражданского кодекса. Поправки лишили юридических лиц возможности испытывать «моральные страдания» от действий СМИ.
5. Борьба с пытками
В 2007 году 10 НПО Казахстана объединились в «Коалицию против пыток». Объединение призвано сформировать в республике атмосферу «нулевой терпимости», искоренить применение пыток и привести законодательство Казахстана в соответствие с международными нормами. Последняя задача и предопределила активное участие правозащитников в работе над учреждением в стране Национального превентивного механизма (НПМ).
В июле 2013 года в Казахстане на базе омбудсмена с участием общественных наблюдательных комиссий был создан НПМ. Несмотря на то, что он учрежден не самостоятельным законом, а посредством внесения изменений в ряд законодательных актов, правозащитникам удалось значительно повлиять на его итоговый вид. Например, благодаря их усилиям независимые эксперты и представители общественных организаций могут без ограничения на количество посещений конфиденциально проводить беседы с заключенными и принимать от них жалобы о применении пыток.
Кроме уже озвученных примеров правозащитники и юристы указывают на то, что участие гражданского общества было ощутимо при совершенствовании законодательства в социальной сфере и сфере здравоохранения. Гражданские активисты и представители неправительственных организаций, к примеру, инициировали ряд нововведений, касающихся гарантии прав лиц с ограниченными возможностями, а также поправки антитабачного характера. Кроме этого, казахстанские общественники в свое время активно поучаствовали в совершенствовании выборного законодательства республики. Между тем теперь из их уст все больше звучат неутешительные слова о том, что возможностей для участия в законотворчестве у них остается все меньше и меньше.