Европейские эксперты составили портрет казахстанского экстремиста

Тамара Вааль, Астана, Vласть

Около трехсот боевиков, находящиеся сейчас в Сирии, являются гражданами Казахстана. Это люди, с высшим и средне-специальным образованием, имеющие средний достаток и сознательно вставшие на путь чужой войны. Именно такой портрет казахстанского джихадиста представила  в своем отчете профессор Софийского университета, эксперт из Болгарии в области противодействия терроризма Татьяна Дрозина.

По информации Дрозиной, на сегодняшний день на стороне ИДУ сражается около 200 казахстанцев, еще примерно триста находятся в исламском государстве Сирия и Ирак. Эксперт из Болгарии провела исследование, в основу которого легли 26 историй джихадистов.

«Для исследования я ввела четыре группы переменных. В первой группе были демографические характеристики: возраст, место проживания, семья, родители, гражданские статус, дети, образование, профессия, экономический статус, религиозность. Вторая группа – это история их отъезда. Третья – мнение семей, близких и друзей, касательно личных характеристик джихадистов. И четвертая группа – это была мотивация вербовки и настоящее положение этих боевиков», - сказала Дрозина сегодня в ходе конференции в генеральной прокуратуре страны по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.

Дрозина установила, что все боевики являются совершеннолетними, их средний возраст 26-36 лет. При этом, самому молодому 20 лет, самому взрослому – 43.

«Я думаю, что это люди с определенной социальной зрелостью и, может быть, нам пора уже думать, что не молодость и не неразумность являются причиной для индивидуального решения», - обратилась она к участникам конференции.

А вот место проживания, согласно исследования, значения не имеет – все они из разных уголков страны. Единственное, уточнила эксперт, имеется тенденция коллективного выезда из нескольких населенных пунктов, которые она называть не стала.

«Например, из некоторых населенных пунктов массово выезжали определённые группы людей. Большинство боевиков женаты, имеют 2-3 детей. Уровень образования - выше среднего по Казахстану. Я специально хотела бы подчеркнуть, что они не являются неграмотными людьми. У шести было высшее образование, при этом они закончили хорошие вузы. Другие являются обладателями дипломов профессионального образования, все закончили среднюю школу, то есть там неграмотных людей нет. Это решение не является результатом безграмотности, не является результатом беспросветности. Скорее всего мы должны искать какие-то другие корни», - подчеркнула Дрозина.

Не было среди уехавших на войну казахстанцев и безработных, за исключением одного случая, когда человек попал в долговую яму.

«В то же время надо сказать, что большинство этих боевиков не были удовлетворены своим экономическим статусом, своим экономическим положением», - также добавила эксперт.

Отдельно Дрозина остановилась на личных характеристиках.

«Были предположения на счет того, что люди, которые присоединяются к подобным вооруженным организациям, имеют склонность к агрессии или насилию. Но ни один из близких не сказал, что у них есть склонность к агрессии или к насилию», - уточнила она.

Большинство казахстанцев, по заключению экспертов, были завербованы именно на территории страны, некоторые - за рубежом. Не нашла Дрозина и доказательств, что «благодаря интернету» происходил процесс саморадикализации и самовербовки. В частности, эксперт сама под выдуманными аккаунтами пыталась выяснить у террористов, как доехать до Сирии. И внятного ответа получить не смогла.

«Под фальшивым именем я часто задаю вопрос как мне доехать до Сирии. Как к вам присоединиться? И я получаю инструкции: вы сначала доедете до Стамбула, потом доедете до границы с Сирией, потом там увидим. То есть не так уж просто попасть на такой сайт, который дает тебе полные инструкции. Это говорит в пользу того, что где-то здесь кто-то объясняет. Так что саморадикализация, ролики, фильмы – все это оказывает влияние. Но конкретнее, участие казахстанских боевиков, я так думаю, должно организовываться подготовленными людьми здесь. Так это или не так – это пока предположение», - добавила она.

Дрозина привела в пример историю одного казахстанца, который уехал в Сирию, потом вернулся на родину похоронить отца, но уехал обратно воевать. Его жена рассказала, он сильно колебался, принимая решение вернуться.

«Если он сильно колебался, он должен найти что-то в казахстанских СМИ, которые объясняют, что такое исламское государство. Должно быть ясно сказано - эта организация имеет преступный характер, они виноваты в смерти 200 тысяч людей, они превратили 11 млн людей во внутренних и внешних беженцев, они загнали тысячи женщин в сексуальное рабство. Об этом надо писать, а не просто абстрактно делать агитацию. Надо указывать, надо показывать, надо дискутировать. То есть разорвать эту связь между героическим образом этих борцов и показать, что они преступники», - обратилась к работникам прокуратуры эксперт.

В заключении Дрозина призвала участников конференции «перестать писать казахстанские джихадисты в кавычках». Сегодня они называются так, как называются. И призвала коллег не замалчивать факты, от которых уже никуда не деться.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики