• 3697
Последний отец-основатель Израиля

Итамар Рабинович, бывший посол Израиля в США, сейчас президент Института Израиля (Вашингтон и Тель-Авив) и старший научный сотрудник Тель-Авивского университета, Нью-Йоркского университета, Института Брукингса

В 2006 году, за год до избрания Шимона Переса президентом Израиля, Майкл Бар-Зохар выпустил на иврите свою биографическую книгу о Пересе. Она была метко названа «Словно Феникс»: к тому моменту Перес участвовал в израильской политике и общественной жизни уже более 60 лет.

В карьере Переса были взлёты и падения. Он достигал высочайших вершин и страдал от унизительных провалов, пережив несколько реинкарнаций. Будучи одним из столпов израильского руководства в сфере национальной безопасности, он стал в дальнейшем преданным сторонником мира, всегда сохраняя отношения на грани любви и ненависти с израильским обществом, которое упорно отказывалось избирать его премьер-министром, но восторгалось им, когда у него не было реальной власти или он не стремился к ней.

Невзирая на любые трудности, Перес двигался вперёд, движимый амбициями и чувством миссии, ему помогали в этом его таланты и креативность. Перес был самоучкой, ненасытным читателем, плодовитым писателем, человеком, который каждые несколько лет воодушевлялся какой-нибудь новой идеей – нанотехнологии, человеческий мозг, экономическое развитие Ближнего Востока.

Он был проницательным и хитрым политиком, никогда полностью не забывавшим о своём восточноевропейском происхождении. Его стремление к власти и участию в политической деятельности завершилось в 2007 году, когда он достиг вершины своей публичной карьеры, проработав президентом страны до 2014 года. Он дал новую жизнь этому институту власти, придя на смену недостойному предшественнику. Перес стал популярен внутри страны, а за рубежом к нему относились с восхищением – неформальный глобальный Старейшина на международной арене, популярный спикер на международных форумах, символ Израиля, который стремится к миру, что резко контрастировало с воинственностью премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

Богатая и сложная политическая карьера Переса прошла через пять основных стадий. Он начинал как активист Рабочей партии «Мапай» и её молодёжного движения в начале 1940-х годов. К 1946 году он уже считался достаточно зрелым, чтобы отправиться в Европу в составе делегации будущего государства Израиль на первый послевоенный Всемирный конгресс сионистов. Затем он начал тесно работать с одним из главных отцов-основателей Израиля Давидом Бен-Гурионом в министерстве обороны, где занимался главным образом закупками во время Войны за независимость Израиля и где вскоре вырос до должности генерального директора министерства.

В этом качестве Перес стал архитектором оборонной доктрины молодого государства. Фактически он управлял своего рода параллельным министерством иностранных дел, где его главным достижением стало создание тесного альянса и активное сотрудничество в сфере безопасности, в том числе в сфере ядерных технологий, с Францией.

В 1959 году Перес решил полностью посвятить себя политике, поддержав Бен-Гуриона в конфликте со старой гвардией Рабочей партии. Позднее он был избран в Кнессет – парламент Израиля – и стал заместителем министра обороны, а затем и полноправным членом кабинета.

Его карьера вошла в новую фазу в 1974 году, после того как премьер-министр Голда Меир была вынуждена уйти в отставку из-за фиаско в октябре 1973 года (египетская армия Анвара Садата успешно пересекла Суэцкий канал). Перес выставил свою кандидатуру на пост премьера, но с небольшим отставанием проиграл Ицхаку Рабину. В качестве компенсации Рабин предложил Пересу должность министра обороны в своём правительстве. Несмотря на это, их соперничество в 1974 году положило начало жёсткой конкуренции на протяжении 21 года, смягчаемой, впрочем, сотрудничеством.

Дважды – в 1977 году, когда Рабин был вынужден уйти в отставку, и в 1995-1996 годах, после убийства Рабина, – Перес становился преемником своего конкурента. Он также был премьер-министром (и очень хорошим) в правительстве национального единства в 1984-1986 годах. Но, несмотря на все попытки, предпринимавшиеся им на протяжении почти 30 лет, он так ни разу и не смог получить из рук израильских избирателей собственный мандат на должность, к которой сильнее всего стремился.

В 1979 году Перес преобразился, возглавив лагерь сторонников мира в Израиле. На протяжении 1980-х его усилия сосредоточились на Иордании. Но хотя он невероятно близко подошёл к заключению мира, подписанное им в 1987 году Лондонское соглашение с королём Хусейном оказалось мертворождённым. В 1992 году члены Парии труда «Авода» пришли к выводу, что Перес не способен выиграть выборы и что шансы есть только у центристов, подобных Рабину.

Рабин выиграл и вернулся – спустя 15 лет – на пост премьера. На этот раз он оставил портфель министра обороны себе, а Пересу поручил министерство иностранных дел. Рабин был решительно настроен сам управлять мирным процессом, а Пересу отводил маргинальную роль. Однако заместитель Рабина дал Пересу возможность провести неформальные переговоры с ООП в Осло, а затем – с согласия Рабина – Перес взял ответственность за эти переговоры и довёл их до успешного завершения в августе 1993 года.

Это стало ярким примером духа конкуренции и сотрудничества, которые были типичны для отношений Рабина и Переса. Для заключения «Соглашений в Осло» потребовались смелость и креативность Переса, но без авторитета Рабина, без его репутации военного человека и даже ястреба безопасности, общество и политический истеблишмент Израиля не приняли бы эти договорённости.

Неохотное взаимодействие между Рабином и Пересом продолжалось вплоть до 4 ноября 1995 года, когда Рабин был убит ультраправым экстремистом. Он могут убить и Переса, но решил, что выстрел в Рабина окажется более эффективным способом свернуть мирный процесс. Заняв пост Рабина, Перес попытался на волне договорённостей в Осло заключить мирное соглашение с Сирией, но у него не получилось. Тогда он созвал досрочные выборы, плохо провёл кампанию и с небольшим отставанием проиграл Нетаньяху в мае 1996 года.

Следующие десять лет не были для Переса счастливым периодом. Он уступил руководство Партией труда Эхуду Бараку, вступил в новую партию Ариэля Шарона «Кадима» и был членом его правительства, стал объектом критики и атак со стороны израильских правых, которые винили его в подписании «Соглашений в Осло». Перес начал публично преуменьшать значение Нобелевской премии мира, которую он получил вместе с Ясиром Арафатом и Рабином после Осло. В эти годы стало совершенно очевидным несоответствие между его авторитетом на международной арене и положением в израильской политике, но это несоответствие исчезло в 2007 году, когда Перес стал президентом.

Перес был опытным, одарённым лидером, красноречивым оратором, источником идей. Но, наверное, самое важное, он был израильским лидером, у которого было своё видение, свой месседж. В этом заключается секрет его международного авторитета: люди ожидают, что лидер Израиля – человек из Иерусалима – должен быть именно такой фигурой провидца. И если политическое руководство страны не оправдывает эти ожидания, тогда лидеры, подобные Пересу, принимают на себя эту роль – и обретают славу.

Project Syndicate, 2016

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые