• 7477
Чего на самом деле стоят китайские подделки

Юй Хуа — автор серии книг «Boy in the Twilight: Stories of the Hidden China». Статья переведена Алланом Барром с китайского языка.

Китайскому правительству стоит поучиться у интернет-магазинов как бороться с проблемой продажи подделок.

Пекин — Китайский интернет-магазин «Taobao» начал свою работу 10 мая 2003 года. Сервис является детищем концерна «Alibaba Group», который в свою очередь принадлежит Джеку Ма. Помимо продаж конечному потребителю «Taobao» также заключает сделки с различными компаниями. И за последние 11 лет этот сервис достиг потрясающих успехов в развитии.

К 2013 году на веб-сайте было уже зарегистрировано 500 миллионов пользователей, а ежедневное количество посетителей достигало 60 миллионов человек. Число продуктов, представленных на Taobao, превышает 800 миллионов. И каждую минуту в среднем продается около 48 000 товаров. В Китае на долюTaobao приходится более 80% продаж конечному потребителю в сфере электронной коммерции.

Коммерческая империя Ма трансформирует сам стиль жизни китайцев. Не выходя из дома, ты можешь купить себе все, что тебе хочешь. И по ценам гораздо ниже тех, которые предлагают традиционные магазины розничной торговли. Теперь в Китае в жилых комплексах можно часто увидеть сотрудников служб доставки интернет-магазинов. В любое время дня и ночи.

Самый потрясающий вид открывается на спортивных площадках университетов. В середине дня площадки буквально завалены товарами, приобретенными студентами на Taobao. А сотрудники службы доставки еле успевают справиться с огромным потоком студентов.

У доставщиков даже толком нет времени проверять удостоверения у такого количества покупателей. Поэтому они просто громко выкрикивают последние четыре цифры номера сотового телефона. И после быстрой проверки отдают товар.

Многим обычным розничным магазинам Taobao отводит роль своего рода дисплея. В торговых центрах молодые девушки, следящие за последними новинками моды, без устали примеряют новые модели одежды. Все как обычно. За исключением того, что они больше не покупают ее в магазинах. Вместо этого они записывают модель, размер и марку понравившихся товаров. А затем, вернувшись домой, покупают их наTaobao. Потому что при покупке в интернете та же самая одежда будет стоить намного дешевле.

Но несмотря на весь тот успех Taobao продолжают обвинять в продаже контрафактной продукции. Тем, кто говорит, что Taobao закрывает глаза на подделки, ответ Ма следующий: «Если вы действительно сможете положить конец продажам поддельной продукции, закрыв Taobao — мы остановим работу сервиса сегодня же».

В Китае — где рынок заполонили дешевые подделки — бессмысленно ожидать того, что их не будет наTaobao. Так как в традиционных магазинах всегда можно наткнуться на контрафактный товар, получившие широкую огласку случаи сбыта подделок на Taobao не повлияли на непрерывно увеличивающиеся показатели продаж сервиса. Китайские потребители конечно часто говорят о наличии огромного количества поддельного товара, но с другой стороны они уже привыкли к нему.

Широкое распространение контрафактных товаров указывает на наличие серьезной проблемы в Китае сегодня: а именно отсутствие доверия. В обществе, где людям не хватает уверенности в добропорядочности других, ключевым фактором быстрого расширения Taobao было то, что в 2004 компания «Alibaba» внедрила систему интернет-платежей Alipay.

Alipay — это независимая платформа с наличием криптосистемы с депонированием ключей. При покупке товара на Taobao платеж осуществляется именно через систему Alipay. Продавец видит платеж покупателя, но не может получить деньги, пока покупатель не получит, не проверит и не примет доставленный товар без претензий. Только после этого Alipay подтвердит платеж по счету продавца.

Далее если покупатель после проверки купленного товара обнаруживает, что это не что он хотел, он или она может вернуть его. А через Alipay будет осуществлён возврат денег на счет покупателя.

Система Alipay, в которой зарегистрировано около 300 миллионов пользователей, и на которую приходится около половины интернет-платежей в Китае, эффективно отреагировала на тот кризис доверия, который однажды негативно сказался на сферу интернет-торговли в Китае. Но с другой стороны своими действиями сервис еще раз подчеркнул наличие кризиса доверия, возникшего в китайском обществе.

Правительство постоянно стремится дать китайскому народу ощущение, что социальные проблемы исходят не от курса политики, а от поведения самих людей. В действительно же главный аспект, лежащий в основе недостатка морального единства в обществе, заключается в том, что среди населения нет доверия к самому правительству.

Правительство слепо гналось за экономическим ростом. Но когда однажды уровень загрязнения окружающей среды вышел из под контроля, власти тут же обвинили в этом промышленность, умолчав при этом о своей собственной ответственности.

Если посмотреть на события последних 30 лет, мы увидим, что правительство постоянно меняло курс своей политики. То, что еще вчера поощрялось, сегодня уже запрещается. А то, что запрещается сейчас, завтра будет поощряться. Как недавно выразили эту идею интернет-комментаторы в Китае: сначала правительство поощряет проституцию, а затем меняет курс и организует кампанию, направленную против порочности.

Вот что я предлагаю: я хотел бы оплачивать налоги через Alipay. Затем, если правительство выполняет свои обещания и возвращает доверие населения, я подтвержу выполнение сделки с их стороны и сам платеж. В противном случае пусть возвращают деньги назад. Полностью.

The New York Times

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые