• 14455
Давид и Наргиза Машури: Мечтаем открыть неизвестное имя в современном искусстве

Василина Воркова, специально для Vласти

Авторы и руководители проекта B2A Project Давид и Наргиза Машури поставили себе цель развивать современное искусство в Казахстане и дать возможность авторам представлять свои работы на международном уровне. В интервью корреспонденту Vласти они рассказали, почему важно наладить диалог между художником, бизнесом и обществом, и как это сделать.

V: Давид, Наргиза, расскажите, почему вы решили заняться современным искусством? Как родилась идея и концепция проекта?

Д.М.: Мы оба из бизнеса и в силу нашей деятельности часто общаемся с иностранцами. Я — консультант по развитию управленческих команд и часто привожу топ-менеджеров в Казахстан. С ними приходится говорить о Казахстане и многие из них просто не знают страну. Кроме того, бизнесмены устают от встреч с партнерами, клиентами, презентаций продуктов и услуг, а ведь жизнь должна быть полной и сбалансированной, со всеми хобби, интересами, семьей и с возможностью куда-то выехать.

На самом деле мы почувствовали культурный голод. Идея родилась в прошлом году на кухне за чашкой чая. Мы решили разработать концепцию и назвали ее B2A Project — Business to Arts — это когда современное искусство развивается за счет корпоративного финансирования местными и международными компаниями. И здесь очень много взаимозависимостей и взаимовыгодного сотрудничества. Как искусству нужен бизнес для финансовой поддержки и реализации творческих проектов, так и искусство может дать совершенно новые креативные решения для бизнеса, особенно в плане PR-стратегий, усиления бренда на рынке, развития персонала с помощью арт-тренингов в форме тимбилдинга и раскрепощения творческого потенциала

Многие компании ищут социальные проекты или проекты, которые они бы хотели внедрить внутри организации. Особенно это касается международных компаний. С ними намного легче говорить на эту тему, потому что для них корпоративная социальная ответственность является одним из стратегических направления развития бизнеса на территории РК и ежегодно у них выделяется бюджет для этого направления, но им иногда трудно найти интересные и творческие проекты.

В итоге мы решили сконцентрироваться только на современном искусстве. Мы не поддерживаем классику и народное искусство, так как последние получают достаточно поддержки от государства и Министерства культуры, есть специальные телеканалы и масса меценатов. Нам хотелось представлять именно молодых авторов. Это могут быть не только художники, но и писатели, фотографы, это может быть любое проявление творчества. Нашей глобальной миссией стало улучшение имиджа Казахстана за рубежом.

Ценность нашей компании заключается в том, что мы хотели создать что-то новое, чтобы внести свой вклад в развитие общества Казахстана, а так же наладить связь между бизнесменами, которые тоже делают очень большую работу для развития страны, и молодыми представителями мира искусства.

Наша концепция не нова. В США, Западной Европе есть подобные организации, которые с помощью меценатства или арт-патронажа помогают искусству развиваться на протяжении десятков лет и это в свою очередь улучшает имидж всей страны.

V: Ваш проект некоммерческий? Или же вы планируете выйти на самоокупаемость и в дальнейшем получать прибыль?

Д.М.: Мы думали о том, чтобы открыть фонд или некоммерческую общественную организацию, но это оказалось очень сложно в основном из-за совета директоров, который превратился бы в бюрократическую машину. Для более эффективной деятельности нашей организации мы решили от этого отойти и честно признаться, что хотим заработать, и это будет коммерческий проект. Мы сразу говорим, что не являемся фондом или благотворительной организаций.

Здесь стоит упомянуть о том, что в Казахстане, как и во многих странах постсоветского пространства, нет института агентства. На Западе считается неэтичным, когда автор произведения сам продает свою работу, поэтому есть компании-посредники, галереи, агенты, которые берут работы на продажу и получают свой процент.

Если бы у нас этот институт агентства возник и стал развиваться, это бы сильно повлияло на качество работ, потому что не каждый агент захочет рисковать и брать работу, которая не продастся и не представляет интереса для публики, потому что некачественно сделана.

Институт агентства изменил бы ситуацию. Эти ниша не занята и я думаю, умные люди поймут, что на этом тоже можно заработать. Это своего рода бизнес, но еще нужна поддержка от государства, чтобы агенты существовали законно — это лицензирование и масса законодательных вопросов, которые нужно будет обсуждать заранее.

V: Есть ли что-то, что вы никогда не выставите в своем арт-центре?

Д.М.: Наше основное правило — те люди, которые приходят к нам с проектом, должны усилить имидж Казахстана за рубежом. Мы никогда не будем выставлять работы, которые нацелены на национализм, какую-то неприязнь, противопоставление одной религии другой и так далее. Главное — можно ли эту работу или проект показать за рубежом, не будет ли нам за это стыдно. Если нам не будет стыдно, это, возможно, будет интересно.

Мы не зациклены на том, чтобы все работы были «розовые, красивые и пушистые». Мы больше всего сфокусированы на то, чтобы мы могли показать интересные работы, авторов, особенно молодых, которым, наверно, было бы очень сложно пробиться, открыть персональную выставку или куда-то послать работу.

Н.М.: Все-таки надо взращивать, финансировать и формировать свои таланты. Надо работать с молодежью, поэтому мы работаем на долгосрочную перспективу в данном проекте. Надо начинать развивать и менять общество.

V: На что вы ориентируетесь при выборе художника для галереи? Какими качествами он или его работы должны обладать, чтобы быть выставленными у вас?

Д.М.: Прежде всего — это оригинальность. Это должен быть совершенно новый, уникальный проект. Мы не делаем ремейки. Здесь важен процесс поддержки самого творчества, чтобы была действительно уникальная, оригинальная идея и, если она не была еще нигде показана, то это для нас очень интересно. Это не должно быть обязательно злободневно, но обязательно оригинально. Мы хотим показать разнообразие Казахстана, насколько он богат талантами, какие арт-течения здесь есть.

V: Если бы вы могли выбирать любого художника или скульптора, чьи работы вы бы хотели видеть в вашей галерее?

Д.М.: Авторов очень много. Можно привезти много людей, если бы было финансирование, но я думаю, лучше было бы, если мы, наоборот, кого-нибудь из Казахстана повезли за рубеж, и если бы это было совершенно новое имя. Моя мечта — открыть неизвестное имя и показать это на международной арене, поддержать именно их, отправить эти работы за рубеж и сказать «Вот это — новый автор».

V: С точки зрения бизнес-менеджеров, какие вы видите проблемы у современного искусства в Казахстане? Как на ваш взгляд можно их решить?

Н.М.: Когда существовал Центр современного искусства Сороса, наверное, ситуация была лучше, но мы не в праве судить.

Д.М.: Мы часто думаем, что иностранцы сейчас придут, поддержат наше искусство и сами сделают все, что нужно, но это далеко не так.

Н.М.: Развитие нашей культуры и общества нужно только нам, поэтому мы сами как государство должны своими средствами популяризировать свою культуру, искусство и улучшать имидж Казахстана за его пределами. Современное искусство на данный момент само по себе, как может, так и выживет. И наверно, это одна из причин, почему мы создали эту площадку. Почему мы выбрали современное искусство? Потому что на данном этапе это самый незащищенный пласт искусства в Казахстане.

Д.М.: Действительно о современных авторах вспоминают в последнюю очередь. Одна из проблем — это очень разрозненное общество, нет какого-то одного центра. Нужна площадка, например дом или музей современного искусства, где творческие люди могли бы собираться, подпитываться идеями. Мы пытаемся сделать это здесь. Мы даже бесплатно предоставляем площадку.

Проблема в том, что нет агентов. Человек создал что-то интересное и пытается это продать самостоятельно. Должен быть человек, который сможет оценить работу. Часто работа бывает некачественной или сделана не на ту аудиторию, а агенты очень хорошо знают этот бизнес и могут сразу сказать что продастся, а что — нет. Вот этого института у нас тоже нет, и мы пытаемся это развивать.

Н.М.: Так же перед нами стоит задача обучать наше общество читать, понимать и воспринимать современное искусство.

Д.М.: В первую очередь детей и молодежь. Это огромная работа, но ее надо делать уже сейчас. В рамках своего проекта мы всегда включаем образовательный элемент. Например, мы организовали два мастер-класса для детей с художником Ашимом Курбановым. До этого у нас выставлялась художница Сауле Сулейменова и провела три лекции, на которых она рассказывала о влиянии фотографии на ее творчество и современное искусство. Я считаю, что надо создавать возможности для публики, чтобы она получала больше информации.

V: В таком случае, чья поддержка будет наиболее эффективна для современного искусства — государства или бизнеса?

Д.М.: Мы с Наргизой прожили 11 лет в США и мы поддерживаем мнение, что рынок все решает сам. Рынок даст знать, кто будет более конкурентным, предложит более интересные работы. Государство, конечно, должно поддерживать. Единственное — оно не должно мешать, так как у государства есть несколько другие интересы и инструменты отбора, цензура.

Я думаю, что в первую очередь авторы сами должны искать пути сближения с бизнесом. Сейчас художники очень образованные, многие ездят на стажировку в Европу, есть масса грантов, и для них это уникальная возможность совершено по-новому взглянуть на свое творчество, познакомится с новыми технологиями. Но без поддержки бизнеса это бывает невозможно. Для бизнеса такие проекты делаются намного быстрее, интереснее и эффективнее, особенно если это вписывается в их маркетинговую кампанию или в корпоративно-социальную ответственность.

V: Вы сами собираете предметы искусства?

Д.М.: Да, конечно собираем. У нас есть правило, если мы едем в новую страну, то обязательно посещаем музей современного искусства или хотя бы идем на выставку, ярмарку. Стараемся покупать работы и забирать с собой.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые