​Возможен ли экономический рост в «определенных» условиях неопределенности

Шолпан Айтенова, исполнительный директор Zertteu Research Institute, специально для Vласти

Фото Данияра Муссирова

Надежды правительства на решение снизить добычу нефти указывают, как на единственный фактор улучшения ситуации и подтверждает зависимость экономики от глобального спроса и цен на черное золото и неработающую программу диверсификации экономики. Например, в заключении министерства национальной экономики по мониторингу реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года указывается что, за период 2010-2014 годы из 168 стратегических целей не достигнуто 69 целей по ключевому направлению «Ускорение диверсификации экономики», что составляет 41%.

В результате, экономический рост замедлился со среднегодовых показателей в 8% в 2000-2013 до 4,3% в 2014 году и 1,2% в 2015 году. В 2016 году рост ВВП составит 0,5%.

Рост ВВП, по подсчетам Азиатского банка развития, в 2017 году для Казахстана составит 1%, Всемирный банк дает прогноз 1,4%.

Замедление роста экономики привело к падению курса национальной валюты по отношению к доллару на 80% с 2013 года и есть риски, что тенге может обесцениться дополнительно по отношению к доллару в ближайшие 6 месяцев. Сегодня ночью Федеральная резервная система США повысила учетную ставку с 0,25-0,5% до 0,5-0,75, что очевидно внесет свои коррективы в соотношение тенге к доллару.

По данным Национального банка, инфляция в третьем квартале 2016 составила 16,6%, но по оценкам того же Нацбанка, годовая инфляция продолжит снижение до конца 2016 года, постепенно нивелируя статистический эффект резкого роста инфляции в конце 2015 года. При базовом сценарии 40 долларов за баррель нефти ожидается достижение годовой инфляции на конец 2016 года верхней границы установленного целевого коридора 6‐8%.

По данным Всемирного банка, «в контексте низкого уровня роста и при отсутствии новых негативных шоков от цен на продовольствие или горючее уровень инфляции снизится до менее 5% в 2017 году», что выглядит излишне оптимистично в рамках действующей ситуации.

В свое время (в 2014 году) министр финансов Бахыт Султанов заявил: «критической цены нефти для бюджета нет, поскольку любое снижение цен на нефть будет напрямую отражаться на доходах Национального фонда». Номинально все нефтяные доходы аккумулируются в Национально фонде, но, как показывает динамика гарантированных трансфертов из Национального фонда, зависимость республиканского бюджета подтверждает обратное.

Уже в этом году премьер-министр Бакытжан Сагинтаев подтвердил, что 45% доходной части бюджета приходится на нефтяные доходы.

Национальный фонд называют «подушкой безопасности», благодаря которому обеспечиваются все социальные гарантии государства, несмотря на продолжающийся кризис.

Есть ли поводы для беспокойства?

Согласно Концепции формирования и использования средств Национального фонда, для выполнения сберегательной функции Национального фонда устанавливается неснижаемый остаток в размере 30% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года. По данным министерства национальной экономики, активы Национального фонда по итогам 2015 года составили 34% от ВВП, что уже повод для беспокойства. При сохранении продолжительное время низких цен на нефть, будут снижаться валовые накопления в Национальный и проедаться неснижаемый остаток, это создаст риски для стабильности бюджета и перспективы урезания расходов.

При существующих условиях нестабильности бюджетных доходов мерами для стабилизации бюджета являются повышение эффективности бюджетных расходов за счет укрепления бюджетной дисциплины, сокращение необоснованных расходов и завышенных цен в сфере государственных закупок.

Что ожидает казахстанцев?

Возможная дальнейшая корректировка валюты может привести к инфляции и замедлению роста доходов. Реальные доходы населения падают по сравнению с номинальными. По данным на октябрь 2016 реальные денежные доходы населения за год упали на 9,2%.

Официально уровень безработицы составляет 5% и останется на том же уровне, увеличиться он может только незначительно. Удержанию будут способствовать государственные меры поддержки в виде различных программ. В то же время необходимо помнить о 2,2 млн. самозанятых, занимающих в структуре занятого населения 25%, иначе говоря о рисках роста бедности и скрытой безработицы. На банковском секторе это отразится снижением уровня кредитоспособности населения и роста невозвращенных кредитов.

Положительные стороны затяжного кризиса в необходимости учиться жить по средствам, как государству так и населению. Повышение личной и страновой конкуретноспособности, развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества государственных услуг и финансовой грамотности населения, могут содействовать росту в среднесрочной перспективе.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые