• 4814
Однажды утром, читая новости, я заметила за собой такую вещь: я на автомате пропускала новости о ДТП. А я ведь даже про депутатов наших все читаю, а вот очередную новость о лихачах и жертвах – не могу. Моим «пределом» стала верхняя часть тела девушки на пассажирском сидении авто, убившего ее. Я устала от этих новостей – я устала перебирать в голове одни и те же простые аргументы, устала от рассуждений «виноват водитель или пешеход», я устала от этой войны на дорогах.

 

Сабина Дюсекеева, директор программы гражданского участия Гражданского альянса Казахстана, специально для Vласти

 

Однажды утром, читая новости, я заметила за собой такую вещь: я на автомате пропускала новости о ДТП. А я ведь даже про депутатов наших все читаю, а вот очередную новость о лихачах и жертвах – не могу. Моим «пределом» стала верхняя часть тела девушки на пассажирском сидении авто, убившего ее. Я устала от этих новостей – я устала перебирать в голове одни и те же простые аргументы, устала от рассуждений «виноват водитель или пешеход», я устала от этой войны на дорогах.

 

Давайте вдумаемся. С 2003 года, по официальной статистике, в ДТП у нас погибло 29 395 человек. Почти тридцать тысяч – и это, как правило, молодые люди. А раненых в пять раз больше – 150 579.[1] То есть, в среднем (арифметическом), каждый год у нас на дорогах умирает по 3000 человек, и еще 16 000 получают травмы. При этом, мировая статистика печальна: ДТП причина смерти номер один для людей в возрасте от 15 до 29 лет.[2]

 

Вполне мирное время в стране (не считая последних событий на границе и периодического уничтожения гнезд террористов), а Казахстан теряет больше людей, чем некоторые страны во время боевых действий. Например, США во время военных действий в Ираке за те же 2003-2011 гг. потеряли 4 488 военнослужащих, а боевые ранения получило чуть более тридцати тысяч.[3] А у нас на дорогах погибает примерно три тысячи человек. Каждый год.

 

Огромное количество погибающих и раненых в ДТП людей это личные трагедии, прежде всего. И более того, это еще и нагрузка на все аварийные и медицинские службы, это семьи, доведенные до финансового краха последствиями аварий, это семьи, где люди теряют кормильцев и трудоспособность. Так сколько же на самом деле у нас жертв этой войны?

 

Другой вопрос - кто умирает? По нашей стране у меня такой статистики нет, но вот «Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире» (ВОЗ, 2009) утверждает, что «примерно половину жертв ДТП в странах мира составляют пешеходы, мотоциклисты, велосипедисты и пассажиры общественного транспорта». Причем, чем беднее страна, тем это соотношение выше. Вспомним наши «маршрутки» печально известные, опять-таки. Другая корреляция с уровнем развития страны: «Свыше 90% случаев смерти в дорожно-транспортных происшествиях происходит в странах с низким и средним доходом».[4] Бедные мы, в общем, бедные.

 

А еще в этом докладе мне понравились данные про светлый грядущий 2030 год. К этому времени, по прогнозам ВОЗ, ДТП станут такой же распространенной причиной смерти людей, как и ряд опасных заболеваний, поднявшись с 9 места в этом рейтинге до 5-го.

 

 

С чего начинается проблема? Думаю, все уже не раз обсуждали это.

Во-первых, пора уже МВД официально признать, что водительские удостоверения, в народе «права», продаются, и что-то с этим нужно делать. Понятно, что это чья-то кормушка, но может, хватит уже? Так дальше нельзя. Погибает три тысячи человек в год.

 

Откровенно говоря, если раньше для того, чтобы купить «права», нужны были знакомые, блат, агашки те же, то сейчас можно просто договариваться. Мой маленький опрос среди друзей и знакомых показал, что средняя такса за водительское удостоверение в Астане составляет от 80 000 до 150 000 тенге (если знаете таксу в ваших городах, прошу указать ее в комментариях). Вот еще забавный сайт есть на просторах казнета. Заплатите и в течение трех дней получите права. Легально. Без медицинских справок и сертификата об окончании автошколы.[5]

 

Кстати, качество обучения в этих автошколах также оставляет желать лучшего. Я, например, не понимала, зачем меня, выучившую ПДД наизусть, упорно держат на занятиях в классе, когда обещанного количества часов практики вождения просто нет.

 

Есть вот и хорошие новости. Например, инициатива МТК – автоЦОНЫ (назовем их так для краткости). Суть в том, что процесс сдачи экзамена полностью автоматизирован. Будет при автоЦОНе этакое экзаменационное «минное» поле, нашпигованное камерами и датчиками. Нарушил, пересек, задел – все, давай, до свидания. Пока такой автоЦОН планируют открыть в тестовом режиме к концу текущего года в Караганде (я туда всеми правдами-неправдами хочу поехать). Видимо, только так у нас и выходит уменьшать уровень коррупции – через максимальное исключение человеческого фактора. А «по-человечески» не получается. Но пока автоЦОНы заработают, пройдет не один год. А вы ведь помните, что каждый год у нас равен трем тысячам смертей.

 

Во-вторых, наше всеобщее беспечное отношение к правилам. Так сложилось, что законы вообще у нас не есть нечто абсолютное всегда и для всех, а уж ПДД тем более. Тут и водители, которые дают взятки. И жолпол, который их берет. И негласная практика людей из органов – не очень требовать соблюдения ПДД от «своих». А ведь МВД может. Мы все сейчас ремни безопасности используем, не тонируем стекла. Я помню, как суровые и в этом случае неподкупные люди в форме ключами царапали «тонировку» на авто друзей. Ведь это получилось? Сколько нужно смертей, чтобы кто-то сверху опять рявкнул «заставить всех соблюдать скоростной режим», например?

 

Ну и еще, наболевшее про ПДД. Знание и соблюдение ПДД самими пешеходами. Далеко ходить не нужно. На перекрестке у моего дома у пешеходов две проблемы: почему-то светофор хочет сначала пропустить машины направо, а потом только включает «пешеходный зеленый». А идти же нужно срочно, пока все остановились. А еще хуже, когда регулировщик появляется. Люди просто не понимают его. Из пяти-шести человек всегда есть кто-то, кто на низком старте готов перебежать дорогу в любой момент.

 

В-третьих, дороги. У нас с 2003 по 2011 годы стало примерно в три раза больше машин в стране. В 2003 г. у индивидуальных владельцев было чуть более одного миллиона автомобилей (1 095 500), а к 2011 их стало уже больше трех миллионов (3 353 600). А дорог больше не стало, да? Транспортная система у нас в стране такая – вяло реагирующая на растущую интенсивность трафика единичными новыми развязками, переходами. В 2003 году показатель «Обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности» был 7,3 автомобиля на 100 человек, а к 2011 году он уже вырос до 20,3 авто на сто человек.

 

В общем, нас и так мало. И мы еще просто убиваемся на дорогах. И мне уже не кажется такой забавной новость, что в Эстонии, например, предлагают проводить будущих водителей авто через тест на IQ. А вдруг и впрямь сработает и не будет больше ежедневных новостей про ДТП и ежегодных умирающих трех тысяч человек?

 

Дорожно-транспортные происшествия на автомобильных дорогах

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Количество дорожно-транспортных происшествий – всего, единиц

14 013

15 302

14 517

16 038

15 942

13 739

12 534

12 008

11 955

Количество погибших – всего, человек

2 754

3 136

3 374

4 271

4 365

3 351

2 898

2 797

2 449

Количество раненых – всего, человек

16 951

18 794

17 422

19 389

18 951

16 400

14 788

13 878

14 006



[1] Все данные по Казахстану из данных Агентства по статистике РК (www.stat.kz).

[2] «Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире». Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.

[3] United States Department of Defense http://www.defense.gov/news/casualty.pdf

[4] «В странах с низким и средним доходом уровень смертности на дорогах (21,5 и 19,5 на 100 тыс. населения соответственно) выше, чем в странах с высоким доходом (10,3 на 100 тыс.). Свыше 90% случаев смерти на дорогах в мире происходят в странах с низким и среднем доходом, на долю которых приходится лишь 48% мирового парка транспортных средств. За последние 40–50 лет уровень смертности во многих странах с высоким доходом снизился, но даже в этих странах

Почти половина людей, погибающих в ДТП, являются пешеходами, велосипедистами или пользуются моторизованными двухколесными транспортными средствами; собирательное название для них – «уязвимые участники дорожного движения». В более бедных экономиках мира эта цифра еще выше». «Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире». Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.

 

[5] Позвонила, сказали, что без всяких справок права можно купить за 75 000 тг., а если есть сертификат из школы – то за 45 000 тг.

 

Свежее из этой рубрики