Чему учат в Лаборатории данных?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

В начале осени kaspi bank запустил уникальный для Казахстана образовательный проект - «Лаборатория данных kaspi». Недавно с серией лекций его посетили представители компании SAS – мирового лидера в области бизнес-аналитики. Они обучали слушателей теоретическим основам работы с их продуктами, а также показывали, как применять эти знания в решении бизнес-кейсов. Vласть поговорила с представителем SAS о курсах, а также узнала у слушателей, как они собираются использовать новые знания в будущем.

С помощью этого проекта kaspi bank хочет увеличить число специалистов, которые помогут банку и всему казахстанскому бизнесу создавать простые, удобные и выгодные для населения продукты и услуги. В kaspi bank уверены, что именно компетентность в прогнозной аналитике поможет казахстанским компаниям сделать свои продукты привлекательнее и доступнее.

Михаил Петровский, руководитель академической программы SAS в России и СНГ объяснил Vласти, что прогнозная аналитика SAS, которой и обучаются студенты курсов, помогает компаниям значительно увеличивать свою прибыль: «В России и СНГ наши технологии используют преимущественно в финансовом секторе. Но если смотреть на глобальный рынок, то их применяют и в промышленности, и в нефтегазовом секторе, и в здравоохранении, и в логистике, и в других отраслях. финансовых структур России и СНГ такая аналитика очень важна, поскольку получение точных прогнозных моделей – это залог прибыли финансовых институтов. То есть, чем лучше модель – тем больше прибыль».

Он также пояснил, что компании уже давно испытывают дефицит специалистов в сфере анализа данных: «По оценкам западных исследований сейчас, к примеру, на мировом рынке не хватает порядка миллиона статистиков. По оценкам экспертов McKinsey Global Institute, необходимость в высококвалифицированных аналитиках и менеджерах по управлению данными и принятию решений к 2018 году достигнет 1 500 000 человек. Сегодня практически везде внедряются системы сбора данных. Жизнь людей стремительно автоматизируется. Средства для хранения информации у нас уже в избытке, но у всех есть проблема с её анализом. То есть, очевидна потребность в людях, которые смогут извлечь знания из информации и на основе этого построить модель, которая поможет оптимизировать бизнес-процессы, уменьшить издержки и т. д. Для России и СНГ все это тоже справедливо. Спрос на аналитиков растет и тенденция к росту сохраняется, несмотря на сложную экономическую ситуацию».

По словам Петровского, чтобы решить проблему дефицита кадров, компания SAS реализует инициативу «Глобальная академическая программа», в рамках которой её представители и провели серию лекций для слушателей «Лаборатории данных». Она состояла из трех курсов. Первый из них был посвящен статистическому анализу с использованием продукта SAS Enterprise Guide. Второй – программе SAS Customer Intelligence Studio и построению модели взаимодействия компании с клиентами. Третий курс объяснял специфику построения и оценки моделей прогнозирования с использованием программы SAS Enterprise Miner.

Без знания технологий SAS сложно стать аналитиком мирового уровня, уверен Петровский. Если человек умеет работать с программным обеспечением, то возможность его трудоустройства возрастает, а география доступных мест работы значительно расширяется: «Среди аналитиков в США есть такая поговорка – «No SAS, no job». То есть, если человек хочет работать аналитиком, без знания этих технологий хорошую позицию ему будет найти крайне тяжело. В России и СНГ ситуация такого развития пока еще не получила, но выпускники, знакомые с технологиями SAS, гарантировано найдут себе достойную работу и, скорее всего, лучше, чем их коллеги без этих знаний».

О слушателях «Лаборатории данных» представитель SAS уже успел составить впечатление. Он считает, что на курсе достаточно сильных студентов, имеющих хорошие перспективы. Vласть поговорила с тремя из них, чтобы узнать о том, чему они научились и как планируют использовать эти знания в будущем.

Ескен Жазира, студент МУИТ:

За прошедшие два месяца обучения в «Лаборатории данных» я поняла, что этот курс незаменим для начинающих аналитиков, поскольку он дает правильное представление о работе с аналитикой. И сама структура курса, и его содержание, как мне кажется, выстроены оптимально. Он оставил только положительное впечатление. Мне понравилось, что курс был насыщен множеством практических советов, было немало примеров из практики различных компаний.

В ходе обучения мы пользовались ПО для обработки информации, создания запросов и для формирования отчетов по различным видам данных. Потом мы знакомились с особенностями построения маркетинговой кампании и разрабатывали аналитические модели, к примеру – нейронные сети, деревья решений и т.д. В целом наш курс базировался на изучении клиентской аналитики и того, что связано с продажами продукции и спросом на неё. После «Лаборатории данных» я планирую работать в банковском секторе. Курс дал понять мне, что клиентская аналитика – достаточно увлекательное направление для карьеры.

Орынбасар Азамат, студент КазНУ им. аль-Фараби:

Мы сразу начали наше обучение с различных видов тестирования, практических элементов, игр. Игры основывались на аналитических процессах и позволяли нам исследовать заданную ситуацию. Потом мы приступили к практике и решали бизнес-кейсы. Меня в большей степени интересует клиентская аналитика, поскольку именно ей посвящены основные инструменты SAS, которым нас обучали. Для меня был очень полезен раздел Enterprise Guide.Я уже представляю, как смогу применить эти знания в будущем. Но даже если мне дадут какой-то бизнес-кейс, и я не смогу моментально разобраться с ним, я думаю, что мне не понадобится много времени, чтобы найти решение. У нас есть книги, которые всегда помогут освежить знания. Я думаю, что для выпускников вузов «Лаборатория данных» – это очень хороший и важный проект. Дальше я хочу работать в банковском секторе и пройти практику в kaspi bank. Меня, к слову, уже пригласили на собеседование в блок риск-менеджмента.

Бейсалиев Санжар, студент КазНТУ им. Сатпаева:

С клиентской аналитикой и большими данными я раньше никак не сталкивался, это мой первый опыт. На протяжении этих курсов мы создавали различные модели, прогнозы и скорринговые карты. Потом, используя ассоциативные методы и дерево решений, мы осваивали навыки риск-менеджмента. Пока я на 70-80% представляю, как на практике буду использовать полученные знания. Но уверен, что столкнувшись непосредственно с какой-то работой, я смогу разобраться с задачей. И уверен, что на практике смогу применить абсолютно все полученные знания.

В ближайшее время студенты «Лаборатории данных» примут участие в марафоне, где будут определены лучшие участники курсов. Четверо победителей будут приглашены на работу в kaspi bank, а остальные получат возможность пройти в нем стажировку. Помимо этого, финалисты могут получить сертификаты kaspi и SAS.

Михаил Петровский отметил, что сертификат об успешном прохождении учебных курсов SAS значительно облегчит студентам поиск высокооплачиваемой и интересной работы: «Также наши сертификаты могут облегчить слушателям трудоустройство за рубежом, поскольку для HR отделов западных компаний наличие сертификата от SAS – это хороший показатель».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики