• 5313
«Просрочка» сдалась досрочно

Асылбек Омирханов, специально для Vласти

Немногим более полутора лет потребовалось нынешнему руководству Нацбанка для того, чтобы решить объявленную первостепенной задачу снижения проблемных займов в ссудном портфеле банковского сектора не выше 10%.

К 1 октября 2013 года, когда кресло главы центрального банка занял Кайрат Келимбетов, сменивший здесь Григория Марченко, доля «плохих» (неработающих) кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней составляла 29,64%. Однако к началу прошлого года этот показатель вырос до 31,37% при том, что к началу последнего финансового кризиса его значение составляло лишь 5,2%. К 1 мая прошлого года доля «плохих» займов поднялась до своего исторического максимума в 33,7%, а их объем достиг астрономической величины в 4,9 трлн. тенге или порядка $26,5 млрд.

Поэтому заявления Келимбетова, сделанные им сразу же после назначения, о том, что суть проблемы заключается в слабом контроле со стороны прежнего руководства Нацбанка за проблемными займами, и о твердом намерении резко снизить этот показатель в ближайшее время воспринимались тогда экспертами довольно критически. В международных рейтинговых агентств столь высокая доля проблемных займов в ссудном портфеле банковского сектора Казахстана не только вызывала вполне обоснованную тревогу, но и оказывала вполне ощутимое давление как на рейтинги банков, так и на суверенные оценки нашей страны. К тому же по этому показателю она вышла в мировые лидеры – увы, в негативном плане.

Но в конце прошлогодней зимы к решению этой проблемы подключилось и политическое руководство страны. В середине февраля на расширенном совещании в правительстве глава государства дал ясное поручение – снизить долю неработающих кредитов до 15% к началу текущего года и до 10% - к 1 января 2016 года. «Пусть банки принимают любые меры, какие хотят, пусть списывают, потому что их вина», - дал свой диагноз сложившейся ситуации Нурсултан Назарбаев. Президент поручил тогда Нацбанку и правительству до 1 марта внести предложения по выкупу проблемных займов у банков, увязав обязательства по их снижению с предоставлением финансовых ресурсов из Национального фонда.

В принципе, у обновленного руководства Нацбанка сразу же после начала работы был на руках вполне ясный план действий по снижению объема и доли проблемных займов. Так, планировалось ввести пруденциальный норматив по доле таких займов в ссудном портфеле банков с 1 января 2016 года. Планировалось, что к началу прошлого года этот показатель должен был опуститься в целом по банковскому сектору до 20%, к началу текущего года – ниже 15%, а к 1 января следующего года – ниже 10%. Неисполнение норматива влечет за собой жесткие меры вплоть до лишения нарушителя лицензии и запрета провинившимся топ-менеджерам занимать руководящие должности. В Нацбанке разработали Единую политику по снижению проблемных займов в банках, устанавливающую единые подходы, инструменты и меры для управления такими займами. Начала работу Комиссия по оценке и контролю над деятельностью по снижению проблемных займов, обеспечивающая мониторинг и координацию этого процесса. Далее, Нацбанк совместно с тогдашним Налоговым комитетом Минфина (сегодня Комитет государственных доходов) отработал необходимые вопросы по внесению изменений в действующее законодательство с тем, что продлить льготы по освобождению от налогов провизий, восстанавливаемых при списании «плохих» займов, и предусмотреть другие необходимые изменения. Своя роль отводилась дочерним организациям банков по управлению стрессовыми активами, коллекторским агентствам и, конечно же, АО «Фонд проблемных кредитов».

В итоге, как говорится, процесс пошел. К началу текущего года доля «плохих» займов в ссудном портфеле банковского сектора опустилась до 23,55%, к 1 июня – до 22,82%. Его оздоровление велось с использованием всех предусмотренных законодательством мер.

А 1 июля Нацбанк в своем пресс-релизе сообщил, что доля таких займов к этому моменту упала по предварительной оценке до 13%. Затем на пресс-конференции в конце июля Кайрат Келимбетов сообщил, что достигнута 10%-ная планка. А уже в первые дни августа из данных оперативной отчетности Нацбанка стало известно, что этот показатель сократился до 9,98%. По мнению аналитиков, причиной столь быстрого прогресса стало завершение сделки по обмену активами между «Казкоммерцбанком» и «БТА Банком» (последний к тому же и сдал свою лицензию), значительное списание объема кредитов «АТФБанком» и предоставление значительного объема средств из АО «Фонд проблемных активов» одному из крупных банков.

Стоит особо отметить, что из 500 млрд. тенге, планировавшихся для вливания в уставной капитал АО «Фонд проблемных активов» в последнее время, фактически из Национального фонда была направлена лишь половина этой суммы – 250 млрд. тенге, выделенных в прошлом году. Другая половина, о которой говорится в совместном заявлении правительства и Нацбанка об основных направлениях экономической политики на текущий год, пока еще не выделялась. Однако и без столь солидного вливания в ключевую структуру по борьбе с проблемными активами Нацбанку все же удалось выполнить поставленную перед ним сложную задачу, причем досрочно.

Но это вовсе не означает, что Нацбанк и банки второго уровня могут почивать на лаврах. Ведь теперь необходимо добиваться, чтобы в 10%-ный норматив укладывался каждый отдельный банк – к 1 июля не отвечали этому требованию 12 участников рынка. Кроме того, нужно оздоравливать реструктурированные кредиты, по которым заемщики вполне реально могут допускать повторные просрочки, и проблемные займы, которые переданы в компании по управлению стрессовыми активами.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые