1,5-процентный  рост экономики и минус в промпроизводстве: правительство представило прогноз социально-экономического развития страны

Ирина Севостьянова, Астана, Vласть

Сегодня правительство впервые публично представило уточненный Прогноз социально – экономического развития страны на пятилетний период годы в ходе презентации в мажилисе корректировок республиканского бюджета на 2015-2017 годы.

Министр национальной экономики Ерболат Досаев, презентуя прогноз, напомнил, что в прошлом году экономика Казахстана развивалась в условиях значительного изменения ситуации на мировых рынках и геополитической нестабильности в мире. Мировые цены на нефть и железную руду снизились в два раза, внешнеторговый оборот Казахстана за 11 месяцев 2014 года сократился на 9,9%, а рост экономики в целос составил 4,3%.
В промышленности рост составил 0,3% за счет увеличения производства продукции в обрабатывающей промышленности на 1,0%. Объем производства в горнодобывающей промышленности снизился на 0,3%. С учетом эффекта проведенной в феврале девальвации тенге инфляция составила 7,4%.

Базовый сценарий развития экономики на 2015 год предполагает снижение цены на нефть с 80 долларов до 50 долларов за баррель в 2015-2017 годах и 60 долларов за баррель в 2018-2019 годах. При этом министр заметил, что разработаны прогнозы развития экономики Казахстана при цене на нефть 50, 40 и 30 долларов за баррель и снижении индекса цен на металлы на 5,0%.
"При этом, объем добычи нефти во всех сценариях составит в 2015 году - 80,5 млн. тонн, в 2016 году - 80,8 млн. тонн, в 2017 году - 86,0 млн. тонн, в 2018 году - 90,0 млн. тонн и в 2019 году – 93,0 млн. тонн", - подчеркнул министр.

В пакет бюджетных корректировок заложен базовый сценарий, при котором рост ВВП оценивается на уровне 1,5% в 2015 году, что ниже ноябрьского уточнения на 3,3%, 2,2% - в 2016 году (ниже 3,1%), 3,3% (ниже на 3,4%) - в 2017 году, 3,6% в 2018 г. (ниже на 2,2%) и 4,1% (ниже на 2,4%) в 2019 году.

Исходя из этого, номинальный ВВП на 2015 год прогнозируется в объеме 41 307,6 млрд. тенге, что ниже относительно уточненного в ноябре показателя на 2 413,7 млрд. тенге, с увеличением до 59 869,9 млрд. тенге к 2019 году. ВВП на душу населения увеличится с 12,8 тыс. долларов в 2015 году до 17,6 тыс. долларов в 2019 году.

Промышленность сократится на 0,3% в 2015 году (на 1,7% ниже от уточненного показателя) с повышением до 2,0% в 2019 году (ниже на 3,5%).

В результате снижения объемов производства и экспорта промышленной продукции и замедления инвестиций рост сферы услуг сократится до 2,2% в 2015 году.
По прогнозам Национального банка объем экспорта снизится на 44,7% до 43,6 млрд. долларв, импорт снизится на 21,8% до 34,7 млрд. долларов в 2015 году.

Уровень инфляции сохранен в прежнем коридоре 6-8%.
"С учетом уменьшения прогноза по ВВП и импорту доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) при цене на нефть 50 долларов за баррель (ЭТП 60 долларов - тонна) в 2015 году оцениваются в объеме 3 219,9 млрд. тенге, что на 939,6 млрд. тенге ниже утвержденного плана, - проинформировал Досаев. - В целях частичной компенсации ожидаемых потерь в доходах, дефицит бюджета предлагается увеличить в 2015 году на 259,4 млрд. тенге (до 1 256,5 млрд. тенге) или с 2,3% до 3,0% к ВВП".

Размер гарантированного трансферта из Национального фонда в 2015 году сохранен на утвержденном уровне - 1 702 млрд. тенге.
Основной приоритет для правительства - это реализация Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол». В рамках именно этого документа предложено перераспределить на новые антикризисные меры в 2015 году 101 млрд. тенге, в том числе 30 млрд. тенге, запланированные в 2015 году из Нацфонда на строительство социальной инфраструктуры, путем уточнения их целевого назначения, из них 17,3 млрд. тенге направить на строительство объектов образования, в первую очередь, на ликвидацию трехсменного обучения и аварийности школ, 12,7 млрд. тенге – на предоставление организациям дошкольного образования государственного заказа.

Еще 71 млрд. тенге - путем переноса средств, предусмотренных в 2016 году из Нацфонда на софинансирование проектов с международными финансовыми институтами, модернизацию ЖКХ, строительство автодорог и арендного жилья, направить на поддержку АПК – 20 млрд. тенге; подведение инфраструктуры для проектов в рамках ДКБ-2020 – 10 млрд. тенге; защиту внутреннего рынка через развитие технического регулирования – 5 млрд. тенге; активизацию проведения геологоразведки – 6 млрд. тенге; увеличение строительства жилья – 30 млрд. тенге.

"Облигационный займ АО «Байтерек» из Национального фонда в сумме 100 млрд. тенге, предусмотренный на финансирование субъектов предпринимательства в 2016 году, предлагается также перенести на 2015 год в сумме 75 млрд. тенге, - уточнил Досаев. -

Из них 70 млрд. тенге в виде облигационного займа, из них: на поддержку отечественных автопроизводителей – 20 млрд. тенге; производства вертолетов – 10 млрд. тенге; производства пассажирских вагонов – 5 млрд. тенге и поддержку экспортеров – 35 млрд. тенге; 5 млрд. тенге в виде целевого трансферта на капитализацию фонда гарантирования долевых вкладов для начала его работы. 25 млрд. тенге из оставшейся суммы в 2016 году будут направлены на экспортное и предэкспортное финансирование – 15 млрд. тенге, 10 млрд. тенге – на дополнительную капитализацию фонда гарантирования долевых вкладов".

В общей сумме объем целевых трансфертов из Национального фонда в 2015 году увеличится дополнительно на 76 млрд. тенге и составит 783,5 млрд. тенге.

Кроме того, предлагается 250 млрд. тенге, предусмотренные на дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов, из 2-го транша по стимулированию экономики в рамках 1 трлн. тенге, включить в резерв правительства. Мотивировка - с учетом возможного дальнейшего ухудшения ситуации в экономике страны.

Расходы республиканского бюджета на 2015 год, согласно корректировкам, прогнозируются в объеме 7 244,5 млрд. тенге с уменьшением относительно утвержденного ранее объема на 610,7 млрд. тенге.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики