Осенью 2014 года правительство намерено скорректировать налоговое законодательство, исключив из него ряд льгот

Cофья Пашкова, Астана, Vласть

Министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев в ходе встречи с депутатами сената сообщил, что правительство завершает работу над ревизией налоговых льгот.

"Все предложения, выработанные по результатам ревизии действующих налоговых льгот в целях повышения их эффективности будут внесены в парламент для обсуждения осенним блоком поправок в Налоговый кодекс", - сообщил он.

По словам министра, налоговые льготы распределены на 2 категории – стандартные и нестандартные. Под стандартными понимаются льготы, которые основываются на мировом опыте, то есть те налоговые льготы, которые широко применяются в мире (например, освобождение от НДС банковских операций).

Нестандартные – это налоговые льготы, которые применяются в Казахстане и не соответствуют понятию стандартные.

Например, освобождение от НДС лома черных и цветных металлов.

"Из всех 281 действующей налоговой льготы 118 являются стандартными и 163 – нестандартными, - сказал министр. - В целях обеспечения конкурентоспособности налоговой системы Казахстана, которая в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» в 2014 году находится на 18 месте из 181 страны считаем необходимым сохранить стандартные налоговые льготы".

Что касается нестандартных льгот, их сейчас распределили по категориям - социальные, инвестиционные, внешнеэкономические и экономические. При этом Досаев заметил, что именно "нестандартные льготы являются одним из самых нестабильных элементов налоговой системы, и влекут следующие последствия: искажают выбор налогоплательщиков, (стимулируют осуществлять не те виды деятельности, которые они осуществляли бы при нейтральном режиме налогообложения); влияют на принцип справедливости налогообложения (одни налогоплательщики платят меньше налогов, чем другие лица с такими же доходами); усложняют налоговое администрирование".

Из 163 нестандартных налоговых льгот 64 являются социальными, 67 - экономическими, по 16 льгот - инвестиционные и внешнеэкономические.

В настоящее время правительство проводит работу по оценке эффективности применения льгот.

"Нами определены льготы, подлежащие сокращению в первую очередь, это: временные; индивидуальные; противоречащие требованиям вступления в ВТО, - уточнил министр. - Во вторую очередь, несоответствующие принципам введения всеобщего декларирования".

Так, по истечению определенных сроков предусмотренных налоговым законодательством прекращают действие отдельные налоговые льготы. В частности, напомнил глава МЭБП, до 2017 года действуют нормы по освобождению от НДС передачи имущества в финансовый лизинг; уплата НДС на импортируемые товары методом зачета для покрытия нехватки или отсутствия определенных товаров в Казахстане.

Наиболее сильное влияние, по его словам, на налоговую систему оказывают индивидуальные налоговые льготы для отдельных налогоплательщиков. Так, основную долю индивидуальных льгот составляют социальные льготы (выплат на услуги медицины, образования, пенсионные выплаты из ГЦВП и т.д), которые, по словам министра, не будут подлежать пересмотру.

Есть также пакет льгот, противоречащих требованиям вступления в ВТО.

В их числе - снижение производителями и переработчиками сельхозпродукции подлежащей уплате в бюджет суммы НДС на 70%; освобождение от НДС Казахстанских товаров, произведенных в рамках таможенного режима «Свободный склад» и реализуемых на остальную часть таможенной территории РК. "Дата отмены льготы для переработчиков и производителей сельхозпродукции будет определена в ходе переговоров, при этом нами запрашивается трехлетний переходный период (до 2017 года) для отмены действующих льгот и замена данных льгот альтернативным механизмом субсидирования, которые будут соответствовать нормам ВТО", - отметил Досаев.

Еще один пакет льгот является противоречащим принципам всеобщего декларирования, внедрять которое Казахстан планирует с 2017 года. В этом направлении пакет предложений по налоговым реформам, по словам министра, уже сформирован. В частности, отметил он, предлагается взамен фиксированного налога, которые применяют субъекты игорного бизнеса (услуги боулинга, бильярда, картинга и др.) ввести общеустановленный порядок учета полученных доходов и расходов. Также предлагается ограничить применение патента для малого бизнеса осуществляющих отдельные виды деятельности (штукатурные, столярные и плотницкие работы, такси), которые не требуют привлечения наемной рабочей силы. Еще одно предложение - отменить для переработчиков сельхозсырья льготы по земельному налогу и плате за землю (уменьшение на 70%).

"Необходимо отметить, что влияние налоговых льгот на экономическую деятельность субъектов хозяйствования очень велико, так как за счет применения льгот предприятиями высвобождаются значительные ресурсы, которые могут направляться на развитие и модернизацию производства, что приносит несомненную пользу, особенно в отраслях, имеющих национальное значение, - подчеркнул Досаев. - К тому же льготы помогают заполнять так называемые «провалы рынка» и стимулировать организации, осуществляющие социально значимую деятельность".

Министр подчеркнул: те льготы, которые работают и направлены на поддержку - предприятий в первую очередь, должны быть сохранены. Именно таким принципом и будет руководствоваться правительство, готовя налоговые реформы, пообещал он.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые