Специальные экономические зоны — эффективный инструмент или фикция?

Софья Пашкова, Тамара Копылова, Астана, Vласть

О настоящем и будущем СЭЗ дискутировали на заседании Совета по экономической политике при фракции партии «Нур Отан» в мажилисе депутаты, чиновники и представители самих СЭЗ.

Вице-министр индустрии и новых технологий Ерлан Сагадиев проинформировал, что сегодня в стране существует 10 СЭЗ, строительство инфраструктуры готово в шести СЭЗ, и идет подготовка к строительству четырех. «В новой экономической политике СЭЗ служат основным механизмом для привлечения инвестиций. И в каждом СЭЗ есть своя специализация», — отметил он.

Соответственно, СЭЗ не только не планируют ликвидировать, а наоборот, их будут расширять и укреплять.
Вице-министр пояснил, что будет сохранена отраслевая направленность СЭЗ, при этом руководить их работой будут специальные управляющие компании. От идеи единого оператора СЭЗ в правительстве решили отказаться, сочтя ее неэффективной.

«Мы будем укреплять и усилять управляющие компании и доводить их до международного уровня, — заверил Сагадиев. — Соответственно значительно усиливается ответственность управляющих компаний».

За каждой СЭЗ закреплен свой куратор. Так, СЭЗ НИТ в Атырау курирует Тимур Кулибаев, таразскую СЭЗ — Умирзак Шукеев, павлодарскую — Бакытжан Сагинтаев, СЭЗ «Сары-Арка» и СЭЗ ПИТ — Асет Исекешев, «Хоргос — Восточные ворота» и морпорт Актау — Аскар Мамин, СЭЗ «Онтустык» — Куандык Бишимбаев и СЭЗ «Астана — новый город» — Имангали Тасмагамбетов.

Персональное закрепление позволяет значительно повысить ответственность управляющих компаний вести четкий контроль за развитием и, самое главное, за наполнением СЭЗ качественными проектами, — уверен вице-министр.
Однако есть и проблемные вопросы. Ерлан Сагадиев обозначил проблему уплаты налога на имущество управляющими компаниями СЭЗ, что может повлечь увеличение тарифов для участников СЭЗ. В списке проблем — отсутствие механизма возврата НДС, а также вопрос отмены НДС между участниками СЭЗ и между СЭЗ и СРП.

«Огромные объемы продукции завозится в рамках СРП и нам необходимо наши компании поставить на единый уровень с импортом. Сразу это, возможно, решить не удастся, но есть в этом отношении очень большие перспективы для СЭЗ и эту проблему нам нужно решать», — пояснил он, добавив, что соответствующий законопроект правительство намерено внести в парламент до декабря текущего года.

У представителей самих СЭЗ нашлись и другие проблемы, требующие своего решения. Так, руководитель управления администрирования СЭЗ Астана новый город Маселов Медер отметил, что есть проблема «по корпоративному подоходному налогу при строительстве и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административных и жилых комплексов, социально-культурных объектов». «Существует такая проблема, что льгота по КПН возникает после ввода в эксплуатацию этого объекта. Здесь необходимо внести дополнение в приоритетные виды деятельности. Также в связи с подготовкой инфраструктуры города к проведению ЭКСПО-2017 в части строительства объектов сферы услуг, от инвесторов поступают заявки на строительство гостиниц, транспортно-логистических центров, складов временного хранения, соответствующих международных стандартов. Данные виды деятельности являются актуальными в свете подготовки к проведению выставки, но не входят в перечень приоритетных видов деятельности», — рассказал он.

Председатель правления АО «Karaganda Invest» Ален Искаков со своей стороны обратил внимание, что «отсутствие в земельном кодексе специального раздела о СЭЗ позволяет недобросовестному инвестору сохранять за собой земельный участок 25 лет после утраты статуса участника СЭЗ». «В связи с этим просим поддержать изменения в земельный кодекс и закон о СЭЗ по одновременному изъятию у инвестора земельного участка при потере статуса участника СЭЗ. В земельном кодексе предусмотрено возмещение потерь сельскохозяйственного производства, в то числе используемых для целей СЭЗ, что приводит к удорожанию стоимости реализации инвестиционных проектов участниками СЭЗ. Просим поддержать изменения в части предоставления участка под территорию СЭЗ без восстановления сельхозпроизводства», — обратился он к депутатам.

Директор департамента стратегического планирования НПП Дмитрий Ткаченко подчеркнул, что СЭЗ по прежнему остаются «одним из немногих действительно действительно инструментов государственной поддержки развития обрабатывающей промышленности». Он предложил к вопросам ограничения СЭЗ по видам деятельности подходить очень взвешенно, «рассматривать вопрос о действительной необходимости ограничителей вообще».

В ходе обсуждения вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева поинтересовалась: «Льготы которые предоставлены предприятиям в СЭЗ на самом деле не работают. Правильно?». Представители СЭЗ начали активно кивать. Но следующий вопрос поставил их в тупик: «Астана новый город — если бы все эти льготы работали, сколько бы стоил квадратный метр жилья?». Представитель столичной СЭЗ подтвердил вице-спикеру, что практически все комплексы строятся сегодня на территории СЭЗ. Однако в вопросах реальной стоимости жилья он предпочел переложить полномочия на другие структуры, которые сейчас собственно и изучают ситуацию на рынке жилищного строительства.

В конечном итоге депутаты пришли к выводу, что лишь две действующие СЭЗ показали свою эффективность — это «Астана новый город» и Морпорт Актау, однако, как заметила председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова, в этом больше заслуг не управляющих компаний, а самого государства и президента страны.
Ну а в будущем, напомнила Карагусова, в ВТО, куда Казахстан намерен вступить в ближайшее время, определен переходный период, после которого «Казахстан обязан свободные экономические зоны закрыть». Но пока этого не случилось — они все-таки будут совершенствовать законодательство и обещают жестко спрашивать с ответственных за эффективность работы СЭЗ.

Свежее из этой рубрики