Увеличение минимального размера капитала не будет способствовать укреплению всего банковского сектора Казахстана — S&P

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Увеличение капитала банков в Казахстане не приведет к укреплению банковского сектора в отсутствие системных мер в области регулирования. Кроме того, это может привести к возникновению большего числа сделок в банковском секторе по слияниям и поглощениям. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства Standard & Poor’s в распространенном аналитическом отчете в понедельник.

Последние инициативы регулирующих органов Казахстана включают повышение минимального уровня капитала банков с 10 млрд тенге (к нынешнему моменту) до 100 млрд тенге (начиная с 1 января 2019 года). По состоянию на 1 июля 2014 года размер капитала 33 из 38 казахстанских банков не достигал 100 млрд тенге.

В своем отчете S&P отмечает, что консолидация из-за изменения режима регулирования банковского сектора происходит не только в Кахахстане. К примеру, Шри-Ланка планирует к январю 2016 года почти вдвое увеличить минимальный размер капитала коммерческих банков, а также повысить требования к капиталу небанковских финансовых организаций. Украина повысила требования к минимальному размеру капитала новых банков, увеличив его более чем в четыре раза в июле 2014 года.

Азербайджан увеличил минимальный уровень капитала банков в пять раз в 2012 году. Вместе с тем необходимо отметить, что в Азербайджане уже зафиксированы случаи невыполнения новых требований: объем капитала 13 из 44 банков ниже нового минимального уровня, установленного центральным банком, и эти банки не прекращают деятельность.

По мнению аналитиков S&P, эти требования не позволяют решить основные проблемы казахстанского банковского сектора, в числе которых: недостаточно жесткий режим регулирования и надзора, агрессивная практика управления рисками и иногда недостаточное качество систем корпоративного управления. Кроме того, требование значительного увеличения капитала банков в абсолютном выражении может обусловить ряд сделок по слияниям и поглощениям в банковском секторе Казахстана.

Также, ситуация может спровоцировать снижение конкуренции на рынке из-за ухода малых игроков, впрочем, благодаря этому, более крупные банки могут выиграть в прибыльности. Но создание высоких барьеров для входа на рынок может привести к снижению привлекательности сектора для инвесторов и нишевых игроков.

Схожие трудности наблюдались в Нигерии, банковский сектор которой после консолидации столкнулся с серьезными проблемами в сфере корпоративного управления и практики кредитования: «В связи с этим мы полагаем, что пока Казахстан не решит аналогичные проблемы, консолидация банковского сектора сама по себе не будет способствовать повышению кредитоспособности казахстанских банков», — пришли к выводу в S&P.

В качестве положительного примера консолидации, аналитики агентства сослались на банковский сектор Малайзии, где правительство способствовало преобразованию 54 финансовых организаций в 10 основных банковских групп после азиатского финансового кризиса 1997 года.

Тогда органы регулирования реализовали ряд инициатив в сфере риск-менеджмента, которые позволили укрепить банковский сектор и предотвратить перегрев системы в будущем. В частности, центральный банк ограничил подверженность банковского сектора рискам, связанным с уязвимыми секторами, в частности домохозяйствами, а также ввел рекомендации по ужесточению стандартов в оценке рисков по невозврату кредитов.

В Казахстане же регулирование банковского сектора имеет ряд недостатков. К ним относятся неполное раскрытие информации о структуре собственности и кредитовании связанных лиц, недостаточно жесткие требования к уровню резервирования, недостаточная независимость регулятора и риск политического вмешательства в систему регулирования. «При этом, на наш взгляд, основным недостатком остается значительный рост кредитных рисков вследствие агрессивной стратегии кредитования некоторых небольших и средних казахстанских банков», — подчеркнули в S&P.

Впрочем, аналитики отмечают, что степень изменений в банковском секторе будет зависеть от требований регулятора. Если эти требования будут введены в соответствии с текущими планами, около 20 банков будут вынуждены уйти с рынка, и к 2019 г. в Казахстане останется всего 15-20 банков, имеющих лицензию на ведение деятельности. Если регулятор не будет применять санкции против банков, нарушающих новые требования, т.е. не будет отзывать лицензии, предоставляя дополнительное время для привлечения капитала (как в Азербайджане), эффект от применения новых требований будет незначительным.

Но, по информации агентства, сейчас участники банковского сектора обсуждают возможность некоторого ослабления новых требований, а именно продления сроков увеличения капитала или ограничение объема депозитов физических лиц на уровне собственного капитала банков. В такои случае только несколько небольших и средних банков столкнутся с трудностями.

Впрочем, как заверили аналитики, инициативы регулятора не будут влиять на уровень рейтингов казахстанских банков в ближайшие два года, поскольку анализ S&P учитывает главным образом размер капитала по отношению к размеру активов под риском, а не абсолютный размер капитала.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые