Fitch ожидает ослабления тенге до 198 за доллар к концу 2015 года

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Международное рейтинговое агентство Fitch пересмотрел прогноз по курсу доллара к тенге в сторону ослабления. Впрочем, аналитики отмечают, что через постепенную девальвацию за год валюта ослабнет лишь на 8,5%, а не на 20% в результате одномоментной девальвации. Расширение курса, по мнению агентства снижает вероятность значительной девальвации в этом году, которую агентство прогнозировало изначально, сообщает в пятницу пресс-служба Fitch.

На прошлой неделе Казахстан выпустил 10-летние облигации со ставкой 5,125% и 30-летние облигации со ставкой 6,5% на 4 млрд долларов в рамках своей среднесрочной программы эмиссии облигаций объемом 10 млрд долларов. Национальный банк Казахстана расширил верхний лимит по обменному курсу тенге до 198 тенге за доллар, оставив без изменений нижний лимит в 170 тенге за доллар.

Приток иностранной валюты от эмиссии еврооблигаций и продолжение политики контролируемой девальвации, по мере того как Национальный банк делает шаги в сторону инфляционного таргетирования, ограничивают риск еще одной девальвации, как той, что произошла в феврале 2014 года. «Как следствие, мы пересмотрели свой прогноз по курсе тенге к доллару на конец 2015 года. Мы по-прежнему ожидаем, что курс тенге ослабнет и достигнет лимита в 198 тенге за доллар к концу 2015 года, однако это будет представлять собой снижение примерно на 8,5% за год, а не девальвацию на 20%, которую мы принимали в расчет ранее», - отмечают в Fitch.

По мнению аналитиков, ухудшение счета текущих операций будет сохранять давление на тенге. Они прогнозируют, что баланс станет дефицитным на уровне 3% ВВП в 2015 году в сравнении с профицитом в 2,2% в 2014 году. В основном это будет связано с более низкими доходами от экспорта углеводородов (экспортная выручка упала на 44% по состоянию на 5 месяцев 2015 года к аналогичному периоду предыдущего года). Дефицит бюджета увеличится до 3% ВВП.

Корректировка валютного коридора соответствуют постепенному движению в сторону инфляционного таргетирования к 2020 году, о котором Национальный банк дал понять в мае. Увеличение гибкости обменного курса будет способствовать защите экономики и государственных финансов от внешних потрясений и может уменьшить стимулы для долларизации.

Резкая девальвация в 2009 и 2014 годах была нацелена на устранение расхождений между тенге и валютами крупных торговых партнеров, однако снизила доверие населения к монетарной и валютной политике. Долларизация депозитов составляла 52% в мае, что на 15% выше уровня конца 2013 года и лишь немного ниже недавних пиковых уровней.

«Подтверждение рейтинга Казахстана на уровне «BBB+» со «Стабильным» прогнозом в мае отражало наше мнение о том, что сильный государственный баланс должен быть в состоянии выдержать недавние внешние шоки, в частности падение цен на нефть, рецессию в России и замедление в Китае», - вновь отметили в агентстве.

Казахстан имеет достаточную внешнюю ликвидность: коэффициент внешней ликвидности равен 255% с учетом активов Национального фонда, в то время как медианный уровень для стран с рейтингом «BBB» составляет 144%, а медиана для стран Европы с развивающейся экономикой – 95%. Валютные резервы Национального банка относительно стабильны с декабря. Следует также отметить, что правительство использует валютные активы Национального фонда, которые сократились на 4,5 млрд долларов (6%) в 1 половине 2015 года, для финансирования бюджетного дефицита.

В Fitch считают, общая государственная низкая долговая нагрузка (около 15% ВВП в 2014 году, хотя аналитики прогнозируют рост этого показателя в сторону 20% к 2017 году), при том, что Национальный фонд останется в целом стабильным в долларовом выражении, дает властям запас гибкости по фискальному стимулированию. Однако власти нацелены на сохранение фонда в качестве подушки безопасности для бюджета и, по сообщениям, отложили некоторые из расходов на 9 млрд долларов, которые намеревались профинансировать из фонда в 2015-2017 годах. Это говорит о том, что власти страны адаптируются к более низкой норме цен на нефть и продвигают экономические реформы для стимулирования инвестиций и роста, вместо того чтобы полагаться на фискальное стимулирование.

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики