Депутаты сената внесли изменения в проект закона «О республиканском бюджете на 2022-2024 годы» на 86 млрд тенге и вернули его в мажилис.
«В ходе обсуждения данного законопроекта от постоянных комитетов и депутатов поступило 136 предложений по внесению в него изменений и дополнений, которые были сведены в сравнительную таблицу. Всего поддержано предложений на трехлетний период на сумму 86 млрд тенге, в том числе в 2022 году – на 64,5 млрд тенге. Увеличение расходов будет осуществляться за счет перераспределения резерва правительства», - сказала в четверг в ходе заседания сената председатель комитета по финансам и бюджету палаты Ольга Перепечина.
В частности, на внедрение факторно-балльной шкалы государственным служащим в 2022 году депутаты предложили добавить 44,4 млрд тенге, на реконструкцию и развитие автодорог – 8,2 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 4,5 млрд тенге.
«По итогам 2022 года доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии должна составить 94%», - добавила депутат.
На строительство и ремонт водопроводных сетей выделяется 8,1 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 3,8 млрд тенге, что позволит увеличить доступ населения к услугам водоснабжения в городах до 99%, в селах – до 95 %; на газоснабжение – 1,2 млрд тенге, на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам промышленного и жилищного строительства в общей сумме 5,3 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 4,6 млрд тенге.
Вместе с тем Перепечина указала на ряд проблем, которые остаются в формировании республиканского бюджета. В частности, объемы гарантированного и целевого трансфертов из Нацфонда на плановый период достаточны для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета и его расходов. Но при этом активно используется стабилизационная функция Нацфонда, что не позволяет реализовать его сберегательную функцию. В итоге возникает риск стремительного сокращения активов Нацфонда.
«Чистые накопления средств в Нацфонде запланированы с отрицательными значениями в 2021-2022 годах, так как использование средств Нацфонда превышает объем поступлений. Более того, в 2022 году накопления Нацфонда постепенно приблизятся к уровню неснижаемого остатка в 30% к ВВП», - отметила она.
Кроме того, прогнозируемые базовые макроэкономические параметры социально-экономического развития страны не всегда совпадают с реальностью. К примеру, при анализе показателя по валовому внутреннему продукту на протяжении пяти лет (2016-2020 годы – V) наблюдаются отклонения в диапазоне от 1% до 6%.
«Несмотря на совершенствование в текущем году методологических подходов в прогнозировании, продолжаются погрешности основных параметров ПСЭР на 2022-2026 годы, которые являются основой для разработки и формирования республиканского бюджета на плановый период. Так, рост экономики спрогнозирован за счет увеличения объемов производства товаров в среднем на 4%. Тогда как вклад производства товаров в прирост ВВП составит в среднем лишь 1,5% по причине более низкой его доли в структуре экономики. С учетом погрешностей параметров прогноза социально-экономического развития и одновременного сокращения расходов на реальный сектор экономики с 2 трлн тенге до 703 млрд тенге, который еще нуждается в господдержке, возникают сомнения по достижению целей и конечных результатов стратегических направлений», - отметила Перепечина.
По ее мнению, для полноты и качественной разработки прогнозов актуально предусмотреть в ПСЭР «глубокий факторный анализ» отдельных компонентов валового внутреннего продукта. В рассматриваемом проекте бюджета сохраняются и риски финансовой устойчивости государства, что выражается в исполнении гарантированных государством обязательств. Как отметила депутат, в сравнении с 2020 годом на ближайшие пять лет прогнозируется двукратный рост госдолга, соотношение к ВВП с 31,6% в 2022 году будет снижено лишь до 31,3% к 2026 году и составит уже 37 трлн тенге. При этом правительством этот уровень не рассматривается как существенный риск, поскольку в рамках проводимой на сегодня реформы в национальном плане развития страны до 2025 года показатель госдолга скорректирован на уровень в 50% от ВВП.
«С учетом сырьевой зависимости экономики, высокой волатильности внешних рыночных конъюнктур и в целом нестабильности мировой экономики, есть большая вероятность возможной реализации этого риска, способного в итоге оказать негативное воздействие. Это влияет и на рост дефицита в абсолютном выражении, что отражается на затратах по обслуживанию долга с ростом в 2021 году с 958 млрд тенге до 1,5 трлн тенге к 2024 году», - считает она.
Одновременно растут и расходы на погашение и обслуживание правительственного долга, которые в 2022 году составят 22,8% к доходам республиканского бюджета, превысив лимит в 15%, установленный концепцией формирования и использования средств Нацфонда. Возникают вопросы и по расходам на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию: наблюдается рост в 5 раз – с 63 млрд тенге в 2022 году до 316,1 млрд тенге в 2024 году. Это, подчеркнула сенатор, может увеличить долговую нагрузку на бюджет в случае финансовой несостоятельности заемщиков.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.