• 11693
Пятая графа. Как характеризует страну практика классификации граждан по этнической принадлежности

Серик Джаксылыков, аналитик, специально для Vласти

Фото Жанары Каримовой

Автору это статьи некоторое время назад попал в руки список студентов одного из колледжей страны, в котором кроме прочих сведений указывалась национальность студентов. Сразу возник вопрос – зачем администрации учебного заведения хранить сведения об этнической принадлежности своих студентов?

Задав этот вопрос знакомому заместителю директора колледжа, я получил примерно следующий ответ. Учебные заведения «добровольно-принудительно» участвуют в культурных мероприятиях, где необходимо участие представителей разных народностей, проживающих в Казахстане. Такие события должны, по мнению инициаторов, укреплять межнациональное согласие в стране. Инициаторами и организаторами тех культурных мероприятий, как можно догадаться, являются акиматы или Ассамблея народа Казахстана.

Получается, что для укрепления межнационального согласия приходится как-то фиксировать этническую принадлежность граждан. В нашем случае это делается на основе соответствующей графы в документах, удостоверяющих личность. Но, как показывает история, классификация разных групп, будь то этнических, религиозных или иных, может быть инструментом для совершенно противоположных целей.

В Советском Союзе принудительное переселение целых народов осуществлялось на основе графы о национальности в паспорте. Так были депортированы корейцы, немцы, крымские татары, греки, чеченцы, ингуши и другие. В более поздний период в СССР была широко распространена дискриминация на основании графы о национальности, например, евреев. В фашистской Германии на паспорта евреев ставилась специальная отметка (желтая звезда или литера “J”), которая позже служила основанием для отправки в концентрационные лагеря.

Есть также очень свежие примеры: в 1993 году в Руанде жертвы геноцида определялись по удостоверению личности, где была графа об этнической принадлежности. Этнические чистки в бывшей Югославии в 1990-е годы осуществлялись не без помощи записи в документах. Уже в 2000-е годы при режиме талибов в Афганистане были введены отличительные знаки для не-мусульман – помимо документов был введен так называемый дресс-код, который отличал «неверных».

Еще в некоторых странах имеет место практика выдачи особых удостоверений личности отдельным группам граждан, это могут быть специальные удостоверения, удостоверения с отличительным знаком, штампом или другого цвета. Эти, как правило, малочисленные группы местного населения, которые считаются по какому-то признаку чужими.

Почти по всех развитых стран, за редким исключением, в удостоверяющих личность документах, этническая принадлежность не указывается. Считается, что такая запись в документе может послужить поводом к дискриминации и ущемлению гражданских прав. Международной организацией Prevent Genocide International было проведено исследование, согласно которому свыше 20 стран мира включают в удостоверяющие личность документы графу об этнической, расовой или религиозной принадлежности.

По мнению авторов того исследования, в большинстве из этих стран имели место напряженность или насилие между различными группами населения. К числу стран, где этническая принадлежность фиксируется в удостоверениях единого образца, относятся такие, как Бутан, Китай, Кения, Эфиопия, Вьетнам, Россия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

Даже во входящей в Европейский союз Латвии только с 2012 года была отменена графа «национальность» в удостоверении личности. Но националисты продолжают выступать за ее восстановление. О напряженности межэтнических отношений в этой стране широко известно.

В России эта графа также была отменена в 1990 году, но в ряде субъектов федерации, по желанию гражданина к паспорту прикрепляется специальный вкладыш с указанием этнической принадлежности. В последние годы возвращение графы об этнической принадлежности в России обсуждается не редко на самом высоком уровне.

Есть и другие примеры отказа государств от классификации групповой (этнической, религиозной, расовой) принадлежности в удостоверяющих личность документах. Полностью от такой практики отказались Греция, Грузия, Руанда, Бурунди, Украина. Частичный отказ или неполная имплементация имеет место в Индонезии, Ливане, России.

Хотя в нашей стране формально граждане имеют право не указывать свою национальность в удостоверении, такие случаи крайне редки. Этот факт, очевидно, подтверждает приведенный выше вывод исследователей международной организации о присутствии напряженности.

У нас главными апологетами сохранения графы о национальности в удостоверении личности являются представители националистических кругов, причем не только казахских. Сторонники такой практики доказывают свою правоту тем, что каждый человек имеет право заявлять о своей этнической принадлежности.

Конечно, нельзя думать, что отмена графы об этнической принадлежности приведет к исчезновению межэтнической напряженности. Но и сохранение этнической классификации в документах, надо полагать, не может способствовать улучшению ситуации. Как показал пример, приведенный в самом начале этой статьи, графа об этнической принадлежности в удостоверении может использоваться самым неожиданным образом в повседневной жизни каждого гражданина.

Сможем ли мы построить общеказахстанскую гражданскую идентичность в то время как государство выдает удостоверения, где все граждане классифицируются по этнической идентичности?

Свежее из этой рубрики