В среду на пленарном заседании сенаторы рассмотрели во втором чтении новую редакцию Уголовно-процессуального кодекса. Как пояснил коллегам сенатор Серик Акылбай, за время работы над законопроектом поступило более 200 поправок, в итоговую же таблицу предложений сената включено 75 позиций.
В частности, депутаты внесли дополнения, направленные на реализацию права на рассмотрение дел с участием несовершеннолетних не только в специализированном суде по делам несовершеннолетних, но и в судах по месту жительства несовершеннолетнего.
«На практике ввиду отдаленности суда от места жительства несовершеннолетних обеспечение явки лиц на судебное заседание в ряде случаев является затруднительным», — пояснил Акылбай.
Кроме того, своими поправками сенаторы дополнили ряд статей кодекса «упущенными участниками процесса — обвиняемым, подсудимым — с целью обеспечения реализации ими права и законных интересов на стадиях досудебного расследования и судебного разбирательства».
Обсуждая поправки, между сенаторами развернулся нешуточный спор в отношении перевода ряда терминов на государственный язык, а также собственно языка уголовного судопроизводства. Одни настаивали на государственном, другие напоминали, что государственный язык уже закреплен — собственно своим статусом. В итоге никаких новых изменений в сравнительную таблицу поправок не добавилось.
Сам законопроект вместе с поправками сената направлен в мажилис. Согласно законотворческой процедуре, если депутаты мажилиса согласятся с поправками сената, закон будет принят парламентом в целом.
Напомним, новая редакция УПК направлена на упрощение и ускорение процесса расследования преступлений, обеспечение при этом высокого уровня защиты конституционных прав лиц, вовлеченных в уголовный процесс, совершенствование уголовного судопроизводства в целях повышения эффективности отправления правосудия, а также приведение в соответствие с международными стандартами.
Новой редакцией УПК в уголовный процесс вводятся фигуры следственного судьи и процессуального прокурора. При этом все следственные действия, затрагивающие конституционные права и свободы человека, будут проводиться исключительно с санкции следственного судьи и процессуального прокурора.
Кроме того, в уголовный процесс вводится институт процессуального соглашения, которое заключается в форме сделки о признании вины (по преступлениям небольшой, средней тяжести либо тяжким преступлениям — в случае согласия подозреваемого, обвиняемого с подозрением, обвинением), а также в форме соглашения о сотрудничестве (по всем категориям преступлений при способствовании раскрытию и расследованию преступлений).