Министерство регионального развития намерено поменять «правила игры» на рынке жилья. Новые правила приватизации, новые ограничения и новые штрафы для КСК призваны улучшить ситуацию в жилищно-коммунальной сфере.
Пакет законодательных поправок вице-министр регионального развития Серик Нокин презентовал в понедельник в мажилисе. Так, поправки вносятся в три законодательных акта - в Кодекс об административных правонарушениях, а также Законы Республики Казахстан «О жилищных отношениях» и «О государственном надзоре и контроле».
В частности, в КоАП планируется ввести дополнительную административную ответственность органов управления объектом кондоминиума в случае нарушения сроков: открытия текущих и (или) сберегательных счетов на объект кондоминиума в банках второго уровня; представления ежемесячного отчета по управлению объектом кондоминиума; регистрации объекта кондоминиума. Первый раз такое нарушение будет караться предупреждением, за повторное придется платить штраф - физическим лицам в размере от семи до десяти МРП, для юридических лиц – от пятнадцати до двадцати МРП. При этом рассмотрение административных дел по таким правонарушениям предложено закрепить за жилищными инспекциями местных исполнительных органов. При этом жилинспекции наделят правом по составлению административных протоколов о невыполнении предписаний и иных законных требований жилищной инспекции.
Еще одна новая компетенция жилищной инспекции - определение обслуживающей организации до момента выбора собственниками помещений (квартир) формы управления объектом кондоминиума на срок до одного месяца. Поскольку – люди долго определяются с созданием КСК, а стройкомпании создают свои аффиллированные структуры.
«Таким образом, во вновь введенном в эксплуатацию доме жители не остаются наедине со своими проблемами по содержанию общего имущества и им предоставляется дополнительное время, чтобы выбрать форму и орган управления в соответствии с порядком, определенным в Законе «О жилищных отношениях», - уверенно заявил Нокин.
Особый упор в новом законопроекте делается на «мероприятия по формированию «эффективного собственника», в частности, на «меры по дальнейшему формированию бережного отношения собственников к своему объекту кондоминиума и повышения удовлетворенности работой органов управления». Так, для повышения прозрачности работы органов управления объектом кондоминиума предлагается установить обязанность по ежемесячному предоставлению отчета о расходах на содержание общего имущества. И еще одна мера – поскольку общее собрание жильцов чаще всего организовать проблематично, для решения вопросов расходования средств со сберегательных счетов объекта кондоминиума, а также размеры расходов собственника на содержание общего имущества являются чрезвычайно важными и требуют принятия решения каждым собственником помещения, предлагается сделать отдельный порядок.
«В случае наличия отрицательных голосов четвертой части от общего числа собственников по указанным вопросам, решение считается не принятым и требует повторного рассмотрения на общем собрании. Такой порядок направлен на исключение вероятности необоснованного продвижения чьих-либо интересов и будет способствовать объективному рассмотрению вопросов и принятию действительно общих решений», - пояснил вице-министр.
Заметим, что депутатов этот пакет мер особо не заинтересовал. Даже расширение полномочий жилищной инспекции, что вполне может являться корруциогенной нормой, у мажилисменов вопросов не вызвало. Их гораздо больше интересовали вопросы приватизации, тем более, что законопроектом именно в этой сфере вводится ряд ограничений.
Так, Серик Нокин напомнил, что сегодня лица, имеющие на праве собственности (либо по ипотечному обязательству) жилище в другом населенном пункте, могут претендовать на получение служебных жилищ по месту работы.
- Вместе с тем, такие лица не могут приватизировать служебные жилища, так как фактически имеют возможность улучшить в дальнейшем свои жилищные условия путем отчуждения собственного жилья и приобретения в дальнейшем более комфортного жилища, - заявил он. - В этой связи, для данных лиц предусматривается введение ограничения на приватизацию жилищ. Кроме того, предусматривается ограничение по приватизации жилища в случаях, когда граждане произвели отчуждение жилища, принадлежавшего им на праве собственности, за последние пять лет до момента обращения за приватизацией. Аналогичные требования уже применяются как критерии признания граждан нуждающимися в жилище из государственного жилищного фонда при постановке на учет.
Депутаты согласились с идеями министерства. Айгуль Соловьева и вовсе заметила, что в стране уже «вечная приватизация жилья» идет. А вице-министр, пользуясь случаем, доверительно признался: именно с депутатами министерство готово обсудить поправку, которую в процессе разработки законопроекта ни один госорган не поддержал:
- Мы бы хотели вообще запретить приватизацию жилища, которое строится очередникам и так далее. Этот процесс, вы помните, мы обсуждали, - сказал он. - Человек приватизирует, потом может продать, через пять лет опять встать на очередь. Если один раз он получил – надо на этом ставить точку. Но ни один госорган нас не поддержал, поэтому мы сняли этот вопрос. Мы готовы это обсуждать с вами.
А вот справедливое распределение жилья среди очередников вице-министр оказался не готов обсуждать. Мажилисмен Нуртай Сабильянов поднял вопрос злоупотребления чиновниками своими полномочиями. Например, в Восточно-Казахстанской области. «К примеру, в Урджарском районе 221 человек. За 6 лет 29 домов сдано, 22 дома из которых получили и приватизировали приезжие или прокурор района, сотрудники аппарата - исключительно сотрудники исполнительных органов, - рассказал депутат. - Получается, для населения очередь продвинулась только на 5 человек. Когда люди обращаются к руководителю, им говорят, что в жилищном фонде нет квартир».
Вице-министр в ответ лишь напомнил, что существует норма о пропорциональном распределении жилья между группами очередников. Если же пропорции не соблюдены – «значит, нарушается закон». Но кроме констатации факта, министерство ничего сделать не в состоянии – поскольку все это не входит в его компетенцию.