Интеллектуальные инкубаторы

Маргарита Бочарова, Vласть

В информационном поле то и дело появляются сообщения о талантливых выпускниках «Назарбаев Интеллектуальные Школы». Журналисты учеников этих школ нередко причисляют к самым достойным представителям казахстанского социума. Vласть попыталась выяснить, действительно ли это так. 

В этом материале мы попробовали провести количественно-качественный анализ преподавательского состава этих школ и выяснить, каков уровень подготовки их выпускников.

Первая интеллектуальная школа открылась в республике еще в 2009 году. Именно тогда теперь уже экс-председатель правления АО «Оркен» Хафиза Утеулина, пытаясь обосновать ту самую уникальность будущих школ, говорила о «достаточно серьезном экспериментальном подходе» и об открывающихся возможностях для более интенсивного развития одаренных детей. Она обратила внимание на то, что принципиальных новшеств от учебных заведений ждать не стоит – в конечном счете, все новое, по ее мнению, является «следствием преобразования количества идей в их качество».

Спустя 5 лет количество интеллектуальных школ в Казахстане достигло семи, число учеников в прошлом году превысило 4,5 тыс., а число преподавателей перевалило за 700, 165 из которых – иностранные. Vласть решила выяснить, перешло ли количество в качество, и насколько ученики и педагоги «Назарбаев Интеллектуальные Школы» отличаются от учеников и учителей привычных средних школ.

Педагоги

Для начала нужно отметить, что у образования в Казахстане по-прежнему «женское» лицо, и интеллектуальные школы не являются исключением. Если в общеобразовательных школах по республике доля педагогов-женщин составляет 80,3%, то в назарбаевских учебных заведениях этот показатель не намного ниже – 79,3%.

В возрастном разрезе отличия между обычными и интеллектуальными школами также минимальные. Подавляющее большинство учителей в обоих случаях находятся в возрасте от 31 до 57 лет. Доля молодых педагогов в интеллектуальных школах чуть больше – 32%, в то время как в общеобразовательных школах лишь четверть всех учителей моложе 31 года.

По уровню образования учителя республиканских средних школ тоже не сильно уступают своим коллегам из интеллектуальных школ. 87,9% учителей из общеобразовательных учебных заведений имеют высшее образование, аналогичная доля у педагогов назарбаевских школ составляет 99,6%.

Более того, все без исключения учителя начальных классов интеллектуальных школ получили высшее профессиональное образование. Чуть меньше четверти обычных учителей начальных классов получили лишь среднее профессиональное образование. Эта разница менее заметна при сравнении уровня образования учителей естественно-математического цикла. Если в интеллектуальных школах они все обладают дипломом о высшем образовании, то в общеобразовательных школах доля таких учителей составляет 97,5%.

По размеру трудового стажа учителя казахстанских средних школ находятся в более выгодном положении, чем их коллеги из семи уникальных школ страны. 34,4% обычных учителей имеют стаж свыше 20 лет, чем могут похвастаться всего 30,3% педагогов интеллектуальных школ. Вместе с тем учителей со стажем менее трех лет в назарбаевских школах почти на 6% больше.

Большая часть учителей в интеллектуальных школах – 36% – имеют только вторую категорию. Учителя средних школ республики в большинстве своем имеют первую категорию. Однако при этом необходимо отметить, что доля учителей, не имеющих категории, в общеобразовательных школах на 5,5% выше, чем в «Назарбаев Интеллектуальные Школы».

Ученики

С точки зрения языка обучения показатели двух групп школ довольно близки: в то время как в республике 64% учеников обучаются на государственном языке, в интеллектуальных школах доля школьников, получающих образование на казахском языке, в 2012 году достигла 57%. На русском языке в средних школах обучается 32% учащихся, в назарбаевских школах – 43%.

На этом сходства между учениками обычных и интеллектуальных школ, к сожалению, заканчиваются. Переходя к анализу успеваемости учащихся, нельзя не отметить значительную разницу в оценках по ряду основных школьных предметов. Однако здесь стоит оговориться: выпускники интеллектуальных школ не пишут единое национальное тестирование (ЕНТ) в отличие от остальных 11-классников. Выпускники назарбаевских школ получают сертификат ЕНТ, выданный на основании шкалы перевода итоговых оценок аттестата об общем среднем образовании по общеобразовательным предметам в баллы сертификатов ЕНТ.

46,5% выпускников, сдававших в 2012 году ЕНТ, по предмету «история Казахстана» получили оценку «удовлетворительно». Среди 382 выпускников интеллектуальных школ в прошлом году не нашлось ни одного человека, который бы столь плохо знал этот обязательный к изучению предмет. 97,9% из них получили оценки «отлично» за знание истории Казахстана.

60,8% выпускников средних школ 2012 года смогли написать тест по математике только на тройку. Выпускники интеллектуальных школ ни одной тройки на итоговом экзамене по математике не получили, 18,1% сдали на четверку, остальные показали «отличные» знания по этому предмету. Последнее, к слову, удалось лишь 8,7% школьников страны.

Результаты ЕНТ по таким предметам по выбору как «физика», «химия» или «биология» среди учеников обычных средних школ и интеллектуальных школ разнятся столь же ощутимо. Если выпускники назарбаевских школ в своем абсолютном большинстве сдали эти экзамены на «отлично», только чуть больше половины выпускников всех остальных школ Казахстана смогли набрать на ЕНТ достаточно баллов для четверки.

Остается лишь добавить, что доля выпускников казахстанских школ, по результатам ЕНТ подтвердивших аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі», составила в 2012 году всего 0,88% от общего числа сдававших тестирование. Среди выпускников интеллектуальных школ 68 учащихся получили аттестат о среднем образовании с отличием и знак «Алтын белгі» - таким образом, доля обладателей медали составила 17,8%.

В заключении необходимо отметить, что, судя по вышеприведенным статистическим показателям, интеллектуальные школы отличаются от общеобразовательных, главным образом, успеваюмостью учеников – то ли они действительно умнее и талантливее, то ли просто прилежны и дисциплинированы, то ли дело вовсе - в особом педагогическом подходе.

Жаль только, что в некоторых других аспектах новые школы ничем не отличаются от тех, куда мы привыкли водить своих детей.

Например, в Казахстане всего в 22,3% школ созданы условия для инклюзивного образования. Среди назарбаевских школ такие условия созданы лишь в одной из семи.

Свежее из этой рубрики