Каким профессиям не учат в казахстанских вузах

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Вслед за министром образования и науки Казахстана Асланом Саринжиповым, который не так давно заявил, что казахстанских школьников нужно обучать специальностям, которых еще нет в системе образования, Vласть проанализировала классификаторы профессией разных стран и узнала, каких специальностей нет в казахстанских вузах, а у экспертов уточнила — нужны ли они стране.

Изучая набор специальностей, который предлагают казахстанцам отечественные вузы, можно приятно удивиться, сопоставив их со специальностями, которые предлагают зарубежные учебные заведения. После анализа классификаторов специальностей вузов Чехии, Польши, России, Украины и Беларуси, оказалось, что практически всем специальностям, которым обучают за рубежом можно отучиться и в Казахстане, начиная от океанологии, заканчивая медицинской кибернетикой.

К примеру, в алматинских высших учебных заведениях обучают редким специальностям — обтирщик алмазов или изготовитель струн для музыкальных инструментов, а в Семее есть специальность «Радиационная медицина», которой нет в перечне специальностей многих стран.

Криптография, информационная безопасность

Так называемой тайнописи в казахстанских университетах обучают только в рамках специализированных курсов и дисциплин на факультетах программирования и компьютерной инженерии. Судя по классификаторам профессии постсоветских стран, данная специальность есть в России, Беларуси, Украине.

По словам председателя комитета по науке и инновациям международного университета информационных технологий Бахыт Алиповой, возможно, скоро казахстанские студенты смогут получить диплом по данной специальности и стать профессиональными специалистами по информационной безопасности. Она уверена, что специалисты по информационной безопасности нужны казахстанскому рынку, так как криптография с каждым днем набирает популярность и актуальность практически во всех сферах труда.

Лингвокриминалистика

На факультетах филологии зачастую есть дисциплина «Лингвокриминалистика», на которой будущих филологов обучают азам проведения лингвистической экспертизы и исследования. Специализации «Лингвокриминалистика» в рамках филологических специальностей в Казахстане еще нет, хотя, к примеру, в российских университетах лингвокриминалистов готовят уже более 15 лет.

По словам ведущего лингвиста Казахстана Анар Фазылжановой, на сегодняшний день в Казахстане считанное количество специалистов по лингвокриминалистике, в основном они специализируются на русской речи и письме, казахскооязычных специалистов, по информации лингвиста, в Казахстане всего пара человек, которые ежедневно сталкиваются с большим количеством работы.

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

Европейские университеты предлагают абитуриентам такую специальность как «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». Чаще всего данная специальность относится к факультету лингвистики и направлена на подготовку специалистов, владеющих современными компьютерными технологиями и знаниями в области гуманитарных наук, обеспечивающих применение современных технологий к гуманитарным задачам.

По словам руководителя лаборатории роботостроения при IT-университете Нурлана Каримжана, данная специальность отлично подходит для современной молодежи, которая владеет компьютерной грамотой, азами программирования и после получения образования по специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» может использовать самые последние разработки из мира программного обеспечения в любой отрасли рынка труда.

Электронная коммерция

Эта сфера экономики, связанная с интернет-торговлей, по словам специалистов, развивается в Казахстане достаточно быстро. По информации министерства транспорта и коммуникации объем рынка электронной коммерции в Казахстане достигнет 4% к 2015 году. В странах Европы, где львиную долю рынка занимает интернет-торговля, в образовательной системе есть специальности, напрямую направленные на подготовку специалистов по электронной коммерции.

В Казахстане такой специальности еще нет, но, по словам Манарбека Абенова, директора Ассоциации казахстанского интернет бизнеса и мобильной коммерции, отсутствие в казахстанских вузах специальности «Электронная коммерция» — это дело времени. Он уверен, что в условиях рыночной экономики и развития электронной коммерции казахстанскому рынку уже очень скоро понадобятся квалифицированные специалисты в этой сфере.

Литературное творчество

Многие уверены, что для того чтобы стать писателем и с легкостью переплетать слова, превращая их в прекрасные произведения, необходим в первую очередь талант. Но некоторые зарубежные вузы считают, что могут научить человека писательскому ремеслу, а по окончании высшего учебного заведения даже выдать ему диплом, в котором будет написано, что он литератор.

По словам Павла Банникова, преподавателя Открытой литературной школы Алматы, писатель — это профессия со своими технологическими особенностями и методами, но есть в ней и то, чему научить нельзя. Как, например, жизненный опыт для прозаика. Он считает, что в казахстанских вузах более необходимо хорошее образование по специальностям «Художественный перевод» или «Редакторское дело», нежели отдельный предмет «Литературное творчество».

Также, по словам эксперта, в сфере образования не хватает специальных курсов по так называемой творческой письменной речи и по истории литературы с приглашенными писателями. Подобная практика применяется во многих странах мира. По мнению Банникова, долгосрочная выгода от такого нововведения в сфере образования была бы очень велика для отечественной культуры.

Цифровое и сетевое издательское дело

По разным экспертным оценкам, уровень проникновения интернета по всему миру составляет около 40%, в Казахстане — 70%. Согласно данным европейской ассоциации издателей, за 4 года количество людей, использующих электронные библиотеки и отказавших от бумажных носителей, возросло на 30%.

В связи с этим многие зарубежные вузы решили идти в ногу со временем и ввели в систему своего образования такую специальность как цифровое (в некоторых вузах — сетевое) издательское дело. Здесь студентов обучают издательскому делу по принципам цифровых информационных систем и интернета.

По словам Ольги Зарубиной, издателя с 10-летним стажем, в Казахстане достаточно сильная школа издательского дела, но она не отрицает, что молодым специалистам зачастую приходится посещать специальные курсы и дополнительные занятия для того, чтобы получить знания в сфере цифрового издательского дела. Она, как и многие другие, считает, что будущее все-таки за информационными технологиями и отдельная специальность «Цифровое издательское дело» необходима для казахстанцев.

Помимо вышеперечисленных профессий, зарубежные вузы предлагают и другие специальности, которые так или иначе представлены в казахстанских вузах, но иногда имеют другое наименование. Тем не менее, есть и профессии, которым не учат в Казахстане. И неясно, есть ли в ближайшем будущем перспектива появления таких специальностей в стране.

В классификаторах специальностей вузов постсоветских государств и ряда европейских вузов есть такие специальности как «Деловая коммуникация», «Консультирование в общественных связях», «Диалог и коммуникационный менеджмент», «Фотожурналистика» и даже «Домоведение» как специальность в высшем учебном заведении, где студентов обучают основам семейных отношений и управлению домашним хозяйством.

Свежее из этой рубрики