• 3910
Казахстан-2050: лучше, чем ничего
Отечественное экспертное сообщество выступило с рядом конкретных предложений, направленных на наполнение провозглашенной государством стратегии «Казахстан-2050» (предыдущую, помнится, мы реализовали досрочно) конкретным смыслом. Предлагаемых мер оказалось так много, а их характер настолько широким, что во вторник в ходе дискуссии на тему технологических аспектов реализации послания в Институте политических решений возник резонный вопрос о том, почему в этом стратегическом документе так не достает очевидных вещей.

 

Маргарита Бочарова, Vласть

 

Отечественное экспертное сообщество выступило с рядом конкретных предложений, направленных на наполнение провозглашенной государством стратегии «Казахстан-2050»  (предыдущую, помнится, мы реализовали досрочно) конкретным смыслом. Предлагаемых мер оказалось так много, а их характер настолько широким, что во вторник в ходе дискуссии на тему технологических аспектов реализации послания в Институте политических решений возник резонный вопрос о том, почему в этом стратегическом документе так не достает очевидных вещей.

 

Необходимо отметить, что концептуальные основы новой государственной стратегии до 2050 года сомнению со стороны экспертов не подвергались. Напротив, в её адрес от спикеров то и дело звучали самые лестные определения. Петр Своик, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, дважды назвав документ «драматичным», отметил, что около 15 направленных на его реализацию мер,  призваны принципиальным образом изменить существующую систему.  При этом  господин Своик  не забыл напомнить присутствующим,  что страна находится  «на третьем уровне сырьевого и монетарного колониализма».

Не стоит и говорить, что представители государственных органов, любезно согласившиеся посетить мероприятие, также на похвалы не скупились. Официальный представитель службы центральных коммуникаций при президенте Алтай Абибуллаев, дав понять, что неплохо знаком с текстом послания, высказал  «оригинальное» мнение о том, что оно является не чем иным, как «смелым компасом», ориентиром развития Казахстана. Однако большая часть состоявшейся дискуссии все-таки была посвящена возможностям реализации президентских поручений на практике. Эксперты подробно рассказали о своем видении перспектив региональной и социальной политики, а также дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.

 

Региональная политика: устранить перекосы

 

Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества, справедливо обращает внимание на то, что региональная политика отдельным пунктом в послании главы государства не отмечена. По его же мнению, проблема регионального развития содержит в себе, как минимум, четыре значимые составляющие.

Во-первых, на сегодняшний день в Казахстане по-прежнему не проработана научно-методическая основа региональной политики. Во-вторых, широкий спектр управленческих проблем в регионах порождает имеющиеся на сегодняшний день «дикие перекосы». В-третьих, первоочередной задачей для правительства должна стать модернизация энергетической и железнодорожной инфраструктуры. И, наконец, в качестве главного приоритета властям следует обозначить улучшение качества жизни в областях.

Бактияр Макен, начальник управления внутренней политики Алматы, с готовностью поддержал все озвученные тезисы и от лица государства уверил, что работа в данном направлении уже ведется. При этом,  вероятно, не без оснований чиновник заметил, что население республики «пока не понимает», чем будет заниматься новообразованное министерство регионального развития. Дабы исправить этот пробел, Макен сообщил, что ведомство будет, в том числе, заниматься изучением опыта региональной политики соседней России, где на правительственном уровне также действует аналогичная структура.

 

Социальная политика: новый формат - новые  риски

 

Максим Казначеев, руководитель сектора внутренней политики Института политических решений, не обнаружил в стратегии «Казахстан-2050» установки на «безусловное» подтягивание доли социальных расходов до уровня "тридцатки" развитых стран мира. Он проинформировал, что в Казахстане доля социальных расходов, как правило, не превышает 12%, что более чем в два раза ниже показателей США или Франции.

Пагубным он считает и идею «увязки размеров социального стандарта и социальных гарантий с темпами роста экономики и бюджета». По его мнению, реализуя такой сценарий, власть попросту рискует попасть в «ловушку гипертрофированных социальных расходов». Кроме этого, эксперт высказывает обоснованные сомнения по поводу того, насколько нашему правительству удастся одновременно осуществить и социальную, и индустриальную модернизацию.

 

Представитель конфедерации труда Казахстана Мурат Машкенов, оставаясь в контексте обсуждения социальной политики, напомнил собравшимся экспертам, что еще с 1995 года гражданское общество призывает правительство страны ратифицировать три основополагающие международные конвенции в области защиты заработной платы. Несмотря на такое, казалось бы, оправданное недовольство общественников в ответ от госслужащих прозвучала лишь привычная мантра о всеохватности и вседоступности социальной политики.

 

Малый и средний бизнес: непосильное налоговое бремя

 

Михаил Глухов, президент ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Алматы, при помощи математических расчетов продемонстрировал, что при имеющейся производительности труда отечественные бизнесмены средней руки фактически не имеют возможности уплачивать налоги в бюджет. А завершении же своего довольно эмоционального выступления предприниматель и вовсе заявил, что действующие в стране законы не позволяют не только нести налоговое бремя, но и выплачивать достойные зарплаты работникам.

 

Взволнованного бизнесмена горячо поддержал Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя правления НЭПК «Союз Атамекен». Перечислив ряд важнейших поручений, данных президентом около года назад, он вынужден был признать, что все они попросту со временем «замылились», а реализация других принесла с собой еще более серьезные риски для деловой сферы Казахстана.
На протяжении экспертного заседании спикеры неоднократно советовали друг другу сосредоточиться на практических аспектах того модернизационного курса, который обозначен главой государства. Едва ли не чаще звучали предложения прекратить сравнивать текущую ситуацию в Казахстане с показателями прошлых лет.  Эксперты предлагали брать за образец аналогичные показатели развитых стран мира сегодня. 

 

Окончание дискуссии и вовсе было ознаменовано короткой речью директора Института национальных исследований Бурихана Нурмухамедова о всевозрастающей важности патриотизма: дескать, только на него в будущем и можно будет опереться. Если доживем. Так и сказал, подведя нехитрый итог всей дискуссии и своему сегодняшнему пребыванию в ИПР:


- Поскольку на самом деле послание очень смелое - говорить, что будет в 2050 году - это очень смело, я тоже позволю себе такую смелость и хочу сказать, что, наверное, мало кто из нас доживет до этого.
 

 

Свежее из этой рубрики