• 2380
Коррупционное разбирательство
Рассматривать проект закона «О противодействии коррупции» мажилисмены обещали осенью 2013 года. Разработанный депутатами от партии «Нур Отан», он должен кардинально изменить подходы к борьбе с коррупцией, и, как не раз заверяли представители партии, направлен не только на наказание коррупционеров, но и на формирование неприятия коррупции в обществе. В итоге до осени депутаты решили не ждать, и уже приступили к работе над законопроектом. А для максимального учета мнений пригласили не только представителей государственных органов, но и экспертов – международных и независимых.

 

 

 

Софья Пашкова, Vласть

 

 

Рассматривать проект закона «О противодействии коррупции» мажилисмены обещали осенью 2013 года. Разработанный депутатами от партии «Нур Отан», он должен кардинально изменить подходы к борьбе с коррупцией, и, как не раз заверяли представители партии, направлен не только на наказание коррупционеров, но и на формирование неприятия коррупции в обществе. В итоге до осени депутаты решили не ждать, и уже приступили к работе над законопроектом. А для максимального учета мнений пригласили не только представителей государственных органов, но и экспертов – международных и независимых.

 

Сами народные избранники уверены, что законопроект, разработанный ими, весьма хорош. Как заявил в ходе экспертной встречи председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Рахмет Мукашев, идеи, исходившие от партии, фактически являются вопросами, которые беспокоят граждан страны. То есть, в законопроекте авторы отразили народное мнение по антикоррупционному законодательству.

 

Заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Андрей Лукин уверенно заявил, что законопроект фактически станет новым этапом в деле борьбы с коррупцией, предусматривает новые подходы, учитывая как накопленный в стране опыт, так и международную практику. «В нем закладывается основа для системного преодоления коррупции на всех уровнях органов управления путем принятия превентивных мер, антикоррупционных стандартов, введения антикоррупционной экспертизы всех нормативно-правовых актов», - подчеркнул он. Ну, а финполиция безоговорочно поддерживает эту депутатскую инициативу. 

 

Депутаты же демонстрировали полную готовность прислушиваться к экспертным оценкам и выработке более эффективных норм. Секретарь комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Светлана Бычкова даже сама обозначила ряд вопросов, которые требуют  решения. Одно из главных – это определение самого понятия «коррупция». Она напомнила, что в действующем законе «О борьбе с коррупцией» определение коррупции касается преимущественно государственного сектора. Однако во всех ратифицированных республикой антикоррупционных конвенциях, «а также в Указе Президента от 22 апреля 2009 года говорится о необходимости выработки мер противодействия корпоративной коррупции, то есть коррупции в частном секторе».

 

- Действительно, конкретному человеку, следовательно, и государству в принципе безразлично, кто воспользовался своим статусом прямо или косвенно, нарушил его права менеджер компании или государственный чиновник, - рассудила депутат. - Главное - негативный результат. Если так, то представляется необходимым отразить новое направление как в определении коррупции, так и в целях закона, который обозначен на уровне отдельной нормы. Мы сделали такие попытки в главе, которая касается антикоррупционных стандартов.

 

Эксперт ОБСЕ, экс-заместитель директора Бюро по предупреждению и борьбе с коррупцией Латвии Алвис Вилкс о законопроекте отозвался преимущественно положительно, обратив внимание лишь на несколько моментов. В частности, вопросы декларирования: «Если мы смотрим на систему декларирования имущества и доходов должностных лиц, то, что мне кажется предметом вопроса – это то, что закон на данный момент определяет, что декларированию подлежит только те доходы и имущество, которые являются объектом налогообложения. На мой взгляд, это немножко узкое толкование международных правовых норм. Для того, чтобы понять, не произошло ли противозаконное обогащение по отношению к конкретному лицу, требуется знать не только те доходы и имущество, которые подлежат налогообложению, но также и другое имущество, деловые отношения данного лица, поскольку это все характеризует его имущественное состояние». Кроме того, эксперты ОБСЕ обратили внимание на то, что традиционно в мире декларируются не только доходы, но и расходы.

 

 

Представитель Независимого Антикоррупционного Совета Зауреш Баталова в числе положительных сторон законопроекта отметила положения о введении общественного мониторинга и контроля. «Мы надеемся, что именно вовлечение гражданского общества в антикоррупционную экспертизу будет одним из дополнительных эффективных условий для снижения коррупции в Республике Казахстан», - заявила она.

 

Несмотря на единодушие экспертов, в целом положительно оценивающих законопроект, депутаты уверяют, что не будут торопиться с его принятием, поскольку их главная задача – сделать закон эффективным, а не быстрее ввести его в действие. Вероятно, основная работа над ним продолжится осенью, когда на рассмотрение парламента поступит проект новой редакции уголовного кодекса, в котором, как заверяют разработчики, вопросам коррупции и наказания за нее уделено самое пристальное внимание.

 

Свежее из этой рубрики