Пятерка за веру
Новость о том, что с 2017 года во всех школах Казахстана будет преподаваться предмет «Основы религиоведения», оказалась еще одной причиной общественного диспута. Среди казахстанцев появились как ярые противники такого предмета, так и люди, которые довольно понимающе отреагировали на такое новшество. У Министерства науки и образования Республики Казахстан и представителей традиционных конфессии свое видение на этот счет.

 

Тогжан Калиаскарова, Vласть

 

Новость о том, что с 2017 года во всех школах Казахстана будет преподаваться предмет «Основы религиоведения», оказалась еще одной причиной общественного диспута. Среди казахстанцев появились как ярые противники такого предмета, так и люди, которые довольно понимающе отреагировали на такое новшество. У Министерства науки и образования Республики Казахстан и представителей традиционных конфессии свое видение на этот счет.

 

Надо отметить, что с 2009 года в некоторых школах уже введен факультативный предмет «Основы религиоведения» для старшеклассников, до 2009 года в казахстанских школах также можно было получить знания о религии на так называемых «занятиях по желанию».

 

Через четыре года, как мы поняли из программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму,  и  согласно комментариям руководителя информационного фонда по вопросам религии «Ареал» Айман Рустембековой, во всех школах Казахстана будет введен предмет «Основы религиоведения» в школьную программу в обязательном порядке.

 

В Министерстве науки и образования Республики Казахстан мы получили только общую информацию, касающуюся данного предмета.

 

В МОН Казахстана уверены, что изучение факультатива «Религиоведение» в условиях многоконфессионального общества просто необходимо для формирования у молодого гражданина Казахстана знаний о зарождении религиозных верований и религий, об их становлении и развитии, умение различать цели, задачи, роль и значение религии в жизни человека и общества.

 

Предмет «Основы религиоведения» будет преподаваться учителями общественных дисциплин, которые прошли специальные курсы повышения квалификации. Разработана программа переподготовки учителей «Психолого-педагогические основы проведения факультатива «основы религиоведения».

 

«Национальном центром повышения квалификации «Орлеу» предусмотрены курсовые переподготовки педагогических кадров по вопросам профилактики религиозного экстремизма, ограждения несовершеннолетних от негативного влияния нетрадиционных религиозных течений, умения ориентироваться и противостоять мероприятиям, противоречащим светскому характеру воспитания», - сообщила Vласти Жаныл Жонтаева, директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан.

 

Представители традиционных религиозных конфессий выступают «за» введение предмета в школьную программу, но видят в этом несколько проблем, которые, по их мнению, необходимо решить, дабы не допустить системных ошибок.

 

Асхат Салимов, наиб-имам мечети «Нур Астана» считает, что перед тем как повсеместно вводить такой предмет в школьную программу, необходимо убедиться на 100% в качестве знании преподавателей и умения преподавания «Основ религиоведения».

 

«Есть большой риск того, что преподаватели не смогут ответить на вопросы, которые будут интересовать учеников, не будут знать полную картину религиозного мира и у школьников, возможно, появится не совсем верный взгляд на религию в целом», - добавил он.

 

У Асхата Салимова есть небольшой опыт общения со школьниками. В рамках своей работы, его часто приглашают в школы с разъяснительными беседами. Он сообщил, что детям интересна религия, но нужно быть максимально осторожным в этом вопросе, чтобы у ребенка сформировался здоровое и правильное понимание любой религии.

 

«Необходимо внимательно отнестись к подбору преподавателей. Может быть, следует ввести возрастной ценз для преподавателей религии - не допускать, скажем, лиц моложе 40 лет. Такие предложения высказываются общественностью. Это очень важный насущный вопрос, от которого зависит будущее нашего многоконфессионального общества», - рассказал Vласти Епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии, управляющий делами Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстана.

 

Также он считает, что сегодня становится очевидным,  если со школьной скамьи  подросток не будет получать знания о законных путях религиозной жизни, то он начнет «слушать виртуальных муфтиев и сектантов и легко может ступить на пути незаконные и противозаконные».

 

А вот юрист Роман Подопригора считает, что название предмета «Основы религиоведения» изначально неудачное. «Не для школьников -  слишком серьезное».

 

Также как и представители двух основных конфессий в Казахстане, Подопригора делает акцент на преподавательском составе.

 

«Понять многие современные процессы: политические, социальные, культурные, разбираться в искусстве без каких-то основ религиозных знаний невозможно. Но хорошие учителя, учителя-предметники и  так, что нужно объяснят - каждый в своей сфере, с учетом возраста своих учеников. А спецвыпуски, спецподготовки, кавалерийские наскоки, особенно с такой направленностью, проблему не решат, а только обострят. У нас оказывается даже с таким классическим предметом как история проблемы, что уж там о религиоведении говорить», - добавил он.

 

Также Роман Подопригора опасается, что в ходе занятии преподаватели будут затрагивать вопросы экстремизма и терроризма, другими словам, по мнению юриста, « начнут делить на красных и белых, верных и неверных». Он признается, что в таком случае, не хотел бы, чтобы его дети изучали данный предмет.  Но добавил, если на «религиоведении» будут делать акцент именно на истории религий, религиозные традиции, культуру и религию, то предмет, в принципе, может оказаться очень полезным.

 

Наши собеседники уделили большое внимание учебному пособию, по которому будут учить школьников.  Стоит отметить, что учебники, по которым обучают детей с 2009 года на факультативном занятии,   вызвали немало споров.

 

Так, эксперты фонда «Перспектива» призывали изъять из школьной программы учебник по религиоведению  из-за скрытой пропаганды суфизма и дискриминации христианства.

 

Епископ Каскеленский Геннадий считает, что учебники, по которым преподается религиоведение сегодня,  подходят скорее для ВУЗов, нежели для школ. Также он рассказал, что рецензию на учебное пособие должна получаться не только в Министерстве образования и науки, но и в традиционных конфессиях.

 

У нашего источника в буддийском религиозном объединении не оказалось никакой точки зрения, касающегося данного предмета, он лишь сказал, что «такой предмет должны преподавать знающие люди, а не психологи и историки, которые искали подработку».

 

Свежее из этой рубрики