Профессор ВШЭ о сложном будущем постсоветской политической элиты, принципах её устройства, эволюции и потерянности
Николай Петров, политолог: «Постсоветским режимам стоит ждать не революции извне, а обострения внутренних проблем»
Фото со страницы philologist.livejournal.com

Социальные науки по-прежнему воспринимают постсоветское пространство как целостную политическую категорию. Его страны имеют достаточно много характерных черт, особенно в части моделей политического управления. В минувшую субботу на конференции "Современная Евразия: модели управления, идеология и молодежь", организованной представительством Фонда им. Эберта и Центром изучения Центральной Азии при университете КИМЭП эксперты поделились своим представлением о том, во что эволюционировали государства после развала СССР. Vласть публикует расшифровку выступления Николая Петрова, профессора и заведующего лабораторией методологии анализа регионального развития Высшей школы экономики.

До последних событий Польшу можно было считать историей успешной политической трансформации после развала СССР. В 1980-х, обсуждая изменения в стране, они в шутку говорили о крайне малой вероятности того, что они смогут провести все реформы сами и гораздо более вероятно то, что прилетят марсиане и сделают всё за них. Но я бы упомянул и третий путь возможной трансформации – кроме марсиан и нас самих. Нерадужные перспективы постсоветских режимов на будущее во многом связаны с их внутренним устройством. И в этом смысле стоит ждать не революции извне, а обострения внутренних проблем, которые постоянно только накапливаются.

Об этих проблемах я буду говорить в контексте России, но здесь много параллелей с Казахстаном. Например, у нас два стареющих политических режима и лидеры наших стран сейчас ветераны на постсоветском пространстве. Это вносит очень серьезные коррективы, на которые режимы реагируют по-разному. В России это, скорее, кадровые изменения, а в Казахстане, наверное, организационные.

Я бы начал с того, что 18 лет назад, когда к власти пришёл Путин, Россия выглядела и экспертами называлась как федерация ханств. Региональные элиты, чтобы избежать влияния центра и огородиться от центра – окуклились и развивались сами. И где-то это было демократическое развитие, а где-то средневековые и замкнутые страны, примерно как Чечня в современной России. Причём поскольку из центра шли импульсы демократизации и некоторые регионы от них отказывались, ситуация в них была более консервативной. Сейчас, когда процесс пошёл в обратную сторону, роли поменялись – сегодня на Центральном уровне мы видим во многом консервативную и архаичную систему, а на региональном – всплески более высокой политической конкуренции. И это побочный эффект того, что происходит в центре. Придя к власти, Путин очень быстро демонтировал федерацию ханств. И здесь можно говорить, что Россия перестала быть федерацией регионов, но взамен была выстроена федерация корпораций. Были построены мощные государственные структуры и корпорации – ФСБ, Газпром, Роснефть, РЖД – которые являются своеобразными государствами внутри государств.

На постсоветском пространстве важно понимать всю значимость госкорпораций, и особенно железных дорог. Российские железные дороги в условиях сырьевой экономики обеспечивают основные связи между регионами и бизнесом. Фактически это самостоятельное государство, а ещё самая большая корпорация по количеству занятых в мире. Она обладает своей вооруженной силой, госпиталями, системой торговли и прочей инфраструктурой. С недавних пор это стало заканчиваться, и нынешние изменения весьма интересны.

С 2014 можно говорить, что в России изменился политический режим. И Крым стал кульминацией этих изменений. Изменилась роль лидера – резко возросла, изменилась легитимность – сегодня она идёт уже не снизу через выборы, а сверху – как популярность вождя. Сейчас вождь передаёт свою легитимность главам регионов, которые, как и все политические элиты, стали гораздо сильнее зависеть от вождя, чем от граждан. Поэтому выборы у нас стали проходить так, как они сейчас проходят. Если в 2013 году на них был интерес к относительно высокой политической конкуренции, которая обеспечивала более высокую легитимность. А сегодня этого нет, и все мало-мальски сильные кандидаты просто отсеиваются на уровне выдвижения кандидатур.

Войти
У вас уже есть аккаунт? Войдите

Редактор Власти

Свежее из этой рубрики