• 3076
2012-й войдет в историю Казахстана как еще один беспокойный год: Арканкерген, ликвидации предполагаемых террористов, массовое убийство в Аксайском ущелье и другие приковывавшие внимание миллионов событий. Казахстанские политические партии, участвовавшие в выборах в январе, большинство обсуждавшихся в стране событий «не заметили»: поствыборный период они проводят в тишине. Vласть изучила, о чем заявляли и что делали в казахстанских партиях после выборов.

 

Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

2012-й войдет в историю Казахстана как еще один беспокойный год: Арканкерген, ликвидации предполагаемых террористов, массовое убийство в Аксайском ущелье и другие приковывавшие внимание миллионов событий. Казахстанские политические партии, участвовавшие в выборах в январе, большинство обсуждавшихся в стране событий «не заметили»: поствыборный период они проводят в тишине. Vласть изучила, о чем заявляли и что делали в казахстанских партиях после выборов.

 

 «Нур Отан»

 

«Нур Отан», безусловно, - самая активная казахстанская партия. Почти миллион членов партии и 83 места в парламенте не дают партии возможность «не замечать» важнейшие события. Однако акцент партия сделала на поддержку государственных программ.  

 

За последние месяцы партия организовала обсуждение программы «Народного IPO», проекта транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай». Интересно, что в данном случае партия выступила в нечастой роли медиатора – помогла разрешить трудовые разногласия с казахстанскими рабочими китайской компании «Синхайдро», добившись повышения их зарплаты.   

               

С конца июля «Нур Отан» сосредоточился на обсуждении и агитации за новую президентскую программу Общества Всеобщего Труда. Партия не одинока – продвижение заняты все – госорганы и СМИ. Очевидно, «основной удар» будет сделан осенью, когда восстановится полная активность, не присущая для лета.

 

Партия практически не комментировала скандальные события, но ее члены – депутаты парламента и партфункционеры – регулярно это делали. Причем нередко в довольно смелой форме. Секретарь «Нур Отана» Ерлан Карин, например, не минувшей неделе высказал мнение, что Казахстан ведет полноценную войну с терроризмом, развеяв тем самым наиболее популярный посыл своей партии о стабильном во всех отношениях Казахстане.

 

«Народные Коммунисты»

 

Партия Народных Коммунистов (КНПК) в отличие от большинства партий практически сохранила предвыборную активность, чему, безусловно, способствовало попадание партии в парламент. КНПК критиковала правительство за экономическую и аграрную политику, активно участвовала в различных встречах и обсуждениях.

 

Коммунисты инициировали парламентские слушания по проблемам умирающего поселка Красногорск в столичной Акмолинской области, и в целом держались достаточно критично по отношению к власти.

 

В то же время партия не комментировала ни события на границе, ни другие громкие события. Лидер коммунистов Владислав Косарев летом наделал шуму, заявив о необходимости перенять российские опыт по регулированию работы неправительственных организаций и пошел дальше – предложил запретить все НПО, работающие на иностранные гранты. 

 

 «Ак жол»

 

Партия бизнеса, прошедшая в парламент, была предельно активной и инициативной после избрания 8 ее представителей в мажилис. В мае председатель партии Азат Перуашев предложил вновь освободить создающийся малый и средний бизнес от налогов в первые 3 года деятельности. Другое заметное предложение партии – полная отмена технического осмотра. 19 июня «Ак Жол» начала сбор подписей в поддержку полной отмены прохождения техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, предназначенных для личного пользования

 

Партийцы, подтверждая свою бизнес-направленность, много говорили о проблемах предпринимателей, участвовали в обсуждении нескольких законопроектов.

 

В августе «Ак жол» отметился письмом лидера партии лидеру нации, в котором Азат Перуашев поздравил президента с победой спортсменов на Олимпийских играх в Лондоне и признался, что, по его мнению, Нурсултан Назарбаев в Казахстане - «главный носитель олимпийского духа». 

 

«Адилет»*

 

После выборов со своего поста ушел бессменный лидер партии Максут Нарикбаев – бывший генпрокурор и председатель Верховного суда. Смена председателя партии сопровождалась скандалом – вошедшие в партию накануне выборов замы Нарикбаева заявляли о нарушениях со стороны нового лидера – Толегена Сыдыхова. Однако скандал быстро утих.

 

Уже после ухода с поста лидера партии, Максут Нарикбаев сделал заявление, что "Адилет" может "войти в коалицию" с партией власти "Нур Отан". Мысль поддержал и развил секретарь правящей партии Ерлан Карин, который заявил, что "в перспективе адилетовцами неизбежно будет принято решение о слиянии с какой-либо партией, и, скорее всего, это будет "Нур Отан", однако вплоть до конца лета ничего не сообщалось о начале процессе объединения.

 

Партия в последние месяцы участвовала в нескольких рабочих встречах и совещаниях, но сама их почти не проводила, значимых заявлений «Адилет» также не сделал.

 

«Руханият»

 

«Руханият» была снята с выборов из-за скандала вокруг руководства партии. В декабре в нее вернулась основательница партии Алтыншаш Джаганова, обвинившая прежнего лидера Серикжана Мамбеталина в манипуляции документами партии. Мамбеталин на короткое время покинул Казахстан, но уже в феврале вернулся, однако с партией он больше не связан.

 

Партия же за последние месяцы практически никак себя не проявила. «Руханият» ограничилась разработкой подробного списка вопросов, связанных с созданием банка ядерного топлива.

 

Таким образом, партия вернулась к знакомой схеме – активность она проявляет исключительно в предвыборный период.

 

«Ауыл»

 

Партия «Ауыл» после выборов, на которых она набрала 1,5% голосов избирателей, ограничилась участием в мероприятиях, где обсуждалась аграрная тематика и социальные вопросы. Никакитх заявлений партия не делала, впрочем, даже если бы и делала, узнать о них было бы непросто – «Ауыл» – единственная в Казахстане партия, у которой нет веб-сайта.  

 

Партия патриотов

 

«Патриоты» были на слуху, как и раньше, только благодаря своему лидеру – действующему сенатору Гани Касымову. Депутат максимально использовал масс-медиа для комментирования важных для страны событий, охотно говорил на значимые темы. Однако о хоть какой-то активности, инициировании партией собственных мероприятий и заявлениях по острым темам, говорить не приходится.  

 

ОСДП «Азат»

 

Партия не признала итоги выборов в мажилис и в течение трех месяцев последовательно звала своих сторонников на митинги в Алматы и регионах. При этом лозунги и призывы постепенно расширились от непризнания выборов до справедливого расследования событий в Жанаозене, создания общественного телевидения и других. Руководители партии Болат Абилов и Амиржан Косанов в первые месяцы года провели по месяцу под административным арестом, после чего отказались от участия в митингах.

 

Косанов объяснял тогда, что в партии опасаются, что власти используют неоднократное привлечение ее лидеров к административной ответственности как предлог для ее ликвидации.

 

ОСДП «Азат» в последние месяцы свои заявления делала преимущественно вокруг арестованных лидера партии «Алга» Владимира Козлова и его соратников, ее руководители посещали суды по беспорядкам в Жанаозене, активно выступали в оппозиционных СМИ и инициировали дискуссии в социальных сетях. Обещанные осенью новые акции протеста с партией уже не связаны.

 

Незарегистрированная партия «Алга»

 

Деятельность незарегистрированной партии «Алга» претерпела фундаментальные изменения после ареста ее лидера Владимира Козлова в январе. Суд над ним стартовал в августе, а в течение полугода партия провела десятки пикетов и митингов с требованием освобождения политика.

 

«Алга» объяснимо практически не участвовала в мероприятиях, традиционно посещаемых политическими партиями и не комментировала событий, не связанных с «делом Козлова».

 

Анализируя обстановку в партийной среде, можно сделать вывод, что существование большинства партий в Казахстане, как и раньше, носит исключительно формальный характер. Политобъединения отсутствием активности лишь подтверждают тезис, что они существуют лишь для имитации конкуренции в преддверии выборов.

 

Мало известно о мероприятиях партий, о работе общественных приемных партий неизвестно практически ничего. Даже целенаправленный мониторинг практически не дает никакой информации. Зачастую, упоминаются лишь частные случаи работы с населением. Но общей статистики, которую регулярно предоставляет «Нур-Отан», ни у одной другой партии нет. Результативность работы тоже находится под завесой тайны, разве что «Ак Жол» публикует отчеты, но и они немногочисленны.

 

Большинство партий объясняет это тем, что их деятельность не освещается в средствах массовой информации. Партийцы, очевидно, не учитывают, что освещаются обычно дела и события, а их, как ни крути, нужно инициировать самим партиям.

 

* Vласть в первоначальной версии материала приписала слова о возможном объединении партий "Адилет" и "Нур Отан" лидеру "Адилета" Толегену Садыхову, в то время как они были сказаны бывшим лидером Максутом Нарикбаевым. Журнал приносит свои извинения Толегену Садыхову за неточность.

Свежее из этой рубрики