Спецпроект «Моногорода». Газиз Бекмухамедов, аким города Аркалык: «У аркалыкчан есть мотивация. Я так думаю»

Аркалык – один из двух моногородов Казахстана, причисленных к населенным пунктам с низким потенциалом развития. О том, почему городу был присвоен такой неутешительный статус, и благодаря чему уже через два года Аркалык планирует войти в число моногородов со средним потенциалом развития Vласти рассказывает новоиспеченный аким города Газиз Бекмухамедов и заместитель акима по экономическим вопросам Ерлан Теменов.

Маргарита Бочарова, Vласть

Фото Владимира Третьякова

Аркалык – один из двух моногородов Казахстана, причисленных к населенным пунктам с низким потенциалом развития. О том, почему городу был присвоен такой неутешительный статус, и благодаря чему уже через два года Аркалык планирует войти в число моногородов со средним потенциалом развития Vласти рассказывает новоиспеченный аким города Газиз Бекмухамедов и заместитель акима по экономическим вопросам Ерлан Теменов.

28 июня 2013 года на пост акима города Аркалыка был назначен 35-летний Газиз Бекмухамедов, ранее занимавший пост заместителя начальника управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства акимата Костанайской области. Получив образование по специальности «инженер-электрик», Бекмухамедов начал свою карьеру в ТОО «Костанайский энергоцентр». С 2005 по 2009 годы его деятельность на государственной службе была тесно связана со строительной отраслью. Возможно, его опыт в сфере ЖКХ очень пригодится городу, испытывающему большие проблемы с инфраструктурой.

Расскажите, о том, какое место в программе моногородов занимает Аркалык и в чем заключается его специфика?

Бекмухамедов: В области у нас четыре моногорода – Рудный, Лисаковск, Жетыген и Аркалык. Аркалык, как и все моногорода Костанайской области, исходя из своих внутренних потребностей, защищал все свои проекты в министерстве регионального развития. Все проекты, которые соответствовали критериям отбора, стали итоговыми.

Бекмухамедов: У Аркалыка есть своя специфика – это транспортная тупиковость. Кроме этого, Аркалыкская ТЭЦ работает на дорогостоящем мазуте. В свое время город же был областным центром. При Советском Союзе думали на перспективу – спроектировали Аркалыкскую ТЭЦ с газо-мазутными котлами с учетом, что Аркалык будет газифицирован, что здесь находится градообразующее предприятие, которое добывает бокситы и уникальную по своим качествам огнеупорную глину. Планировалось производство кирпичей, для которого также нужен газ. Но когда стало понятно, что к 2020 году объем руды, которую здесь экономически целесообразно добывать, будет выработан, политика изменилась. Область была закрыта, а Аркалыку в наследство осталась ТЭЦ.

Сейчас строится железнодорожная ветка «Аркалык-Шубарколь», которая даст возможность железнодорожным транспортом доставлять сюда шубаркольский уголь, который по теплотворной способности и объему зольности – самый лучший. Это даст нам возможность перевести нынешнюю ТЭЦ на уголь, на твердое топливо, чтобы удельные затраты на производство тепла уменьшить, чтобы уменьшить тарифную нагрузку на население. Перспектива Аркалыка заключается именно в том, чтобы решить вопросы тупиковости и перевода теплоисточника с дорогостоящего мазута на уголь.

У нас тепловые сети спроектированы на город с населением в 100 тыс. человек. Представьте, какой объем воды мы насосами гоняем по тепловым сетям города, когда фактически он в пять раз уменьшился! А объем сетевой воды огромен. Чтобы его согреть, разогнать ТЭЦ, систему, это сколько надо сжечь мазута, который и так дорог?! Нам надо выполнять реконструкцию полностью тепловой системы с переводом теплоисточника с мазута на уголь. С учетом фактического населения. Мы будем оптимизировать систему. Многие этот вопрос недооценивают, а я, как инженер, это знаю.

В трехлетний перечень строительства на 2014-2016 гг. реконструкция тепловых сетей и строительство мини-ТЭЦ заявлены. Но пока информации о том, что они в трехлетний бюджет включены, нет. Пока финансами они не обеспечены и носят характер заявленных.

Тупиковость и проблемы с топочным мазутом – это для Аркалыка проблемные вопросы, которые явились основополагающими моментами при определении города с низким потенциалом развития. К 2015 году реализация комплексного плана развития города обеспечит нам достижение, что Аркалык будет являться городом со средним потенциалом развития.

В перспективе будет строиться автобан Астана-Запад, и в маршрут данного автобана планируется включить Аркалык. Если дорога будет европейского качества, это значительно приблизит Аркалык к Астане.

Теменов: Параллельно с этим – все будет зависеть от возможностей республиканского бюджета – должен проходить капитальный ремонт Есиль-Жезказган. Здесь участок – 329 км, и он, конечно, оставляет желать лучшего.

Бекмухамедов: Есть масса программ – не только развития регионов. И эти программы, на мой взгляд, очень актуальные и своевременные, и надо просто ими воспользоваться в полной мере. Надо сейчас нам, аркалыкчанам, акимату при подаче заявок в перечне на трехлетний период просто активно этим воспользоваться, навалиться, разработать проектно-сметную документацию, пройти экспертизу и заявлять, заявлять, заявлять… По всем отраслям.

На какое финансирование город имеет возможность рассчитывать, подавая заявки?

Бекмухамедов: Сумма ограничена. Во-первых, она ограничена финансовыми средствами на разработку проектно-сметной документации. Мы не можем единовременно разработать документацию на все те проблемы, которые есть. Во-вторых, это и мощности стройиндустрии. У нас в Аркалыке мощных подрядных организаций, которые могли бы осваивать сотни миллионов тенге за строительный сезон, раз-два и обчелся.

По программе моногородов на 2013 год предусмотрено 536 млн. тенге: 140 млн. – реконструкция улицы Ауельбекова, 201 млн. – в рамках предпринимательской активности, 195 млн. – на текущее обустройство.

Насколько мы знаем, центрального газоснабжения в Аркалыке нет. Есть ли у города перспектива газификации?

Бекмухамедов: Перспективы газификации у Аркалыка нет. И не предвидится. Когда выбирался маршрут магистрального газопровода «Запад-Север-Центр» для газификации Центрального Казахстана и, в особенности, Астаны, по Костанайской области мы хотели сместить трассу газопровода, чтобы газифицировать Аркалык. Но этот вариант был сразу отклонен, потому что был экономически неокупаемым и дорогостоящим. Трассу сделали через Кокшетау, чтобы газифицировать областной центр и с перспективной газификации Петропавловска, и потом резкий уход вниз на Астану и Караганду. Такой маршрут уже утвержден. Разработано ТЭО, проектно-сметная документация. В этом году уже хотели начать строительство, но, видимо, возможности бюджета не позволили, и старт был отложен.

Еще один критерий, предопределивший статус Аркалыка как моногорода с низким потенциалом развития – это значительная убыль населения. Каким образом на данный момент обстоят дела с оттоком населения из города?

Бекмухамедов: Миграционное сальдо за 2012 год у нас шло с минусом – минус 357 человек. Отрицательное сальдо образовалось, потому что у нас шел отток детей, которые ехали поступать в другие регионы на учебу. Прибывших у нас было 1026, выбывших – 356. При этом миграционное сальдо считается с учетом прироста – рождаемости и смертности.

На сегодняшний день за 2013 год у нас плюсовой показатель по миграции – плюс два человека. Анализ за последние десять лет показал, что отток по городу Аркалыку пришелся на 2000-2002 гг. Порядка семи тысяч ежегодно убывало из города. «Аркалыкская теплоэнергетическая компания» была рассчитана на 70-тысячное население, а сейчас по факту в городе проживает только 27 тысяч.

Теменов: На сегодняшний день город Аркалык в рейтинге городов областного значения и районов Костанайской области по уровню социально-экономического развития по итогам 2012 года занимает пятое место из двадцати возможных. За последние десять лет это наилучший показатель. По коэффициенту рождаемости на 1000 человек Аркалык занял первое место.

Но ведь из города все еще продолжают уезжать…

Бекмухамедов: Правильно, но в этом году у нас реализуется крупный мощный инвестпроект – строительство железнодорожной линии. Для данного объекта уже произведен отвод земельных участков. У них есть перспективные планы на строительство здесь жилья – 45-квартирного жилого дома для персонала, работников депо.

Теменов: Порядка 30 объектов только по городу Аркалык подрядчики по заказу АО «Казахстан темир жолы» еще будут строить. Это колоссальный потенциал для нашего города на перспективу. Предварительный расчет показывает, что к 2016 году 10 пар поездов будет курсировать по этой железнодорожной ветке, перевозя в сутки до 51 тыс. тонн грузов. Заказчиком поставлена задача, что до 15 декабря текущего года они должны уже сделать «серебряный стык». То есть, строительство идет со стороны Аркалыка и со стороны Шубарколя. Стык будет на территории Карагандинской области.

А специалисты для работы на железной дороге - привлеченные?

Бекмухамедов: По программе занятости у нас обучаются на перспективу – 2014-2015 гг. – наши ученики именно по железнодорожным специальностям. Кроме этого, когда дорога Аркалык-Шубарколь будет сдаваться, у нас есть договоренность о том, что мы будем обучать на трехмесячных курсах переподготовки дорожных работников, путейщиков и т.д. Договоренность есть и с костанайскими колледжами, и с Алматой. Желающих много, кто хотел бы переобучить. В этом плане проблем в перспективе у нас не будет. На наш регион мы обучили порядка 50 специалистов, потому что у нас маленький участок проходит через Костанайскую область – основная часть идет через Жезказган, Караганду.

Теменов: Целесообразным также является преобразовать Аркалыкский педагогический институт в инженерно-педагогический институт с включением следующих видов специальностей: организация перевозок на железнодорожном транспорте, автоматика и телемеханика, строительство и эксплуатация железнодорожных путей и т.д.

В программе моногородов указано, что Аркалык лидирует по показателям доли аварийных домов к общей площади жилого фонда. Насколько активно ведется работа по сносу пустующих строений?

Бекмухамедов: Снести аварийное жилье не так то просто, ведь у пустующих коробок есть собственники. Для того чтобы снести за счет бюджетных средств, надо эти строения обратить в коммунальную собственность, чтобы потом не было претензий. Пока мы не снесем все эти коробки, у города будет такой мрачный вид. Нам в любом случае надо будет их снести. А когда не будет этого мрачного вида, и инвесторы, и бизнесмены будут более оптимистично относиться к Аркалыку.

В настоящее время в коммунальную собственность переведены только 12 домов, по пяти домам соответствующая документация для передачи тоже уже готова. В текущем году впервые из республиканского бюджета были выделены средства на снос. То есть есть понимание в министерстве, что это важная работа, и ее нужно выполнять, сносить здания. В большинстве зданий нет перекрытий – просто как карточные домики. Не удержат ветровой нагрузки, и произойдет самообрушение. А в Аркалыке ветра сильные.

Когда, предположительно, в городе не останется ни одного аварийного дома?

Бекмухамедов: При сохранении текущих темпов сноса жилья – по 17 домов в год – лет восемь понадобится на то, чтобы это сделать. Но это при благоприятном сценарии. Если будут выделяться деньги, и если работа будет вестись без особых препятствий – именно при обращении в коммунальную собственность.

Теменов: По программе уже к 2015 году мы ставим ноль (площади аварийного жилья – V). Мы берем на себя очень большой объем работы. Три дома уже снесены. В прошлом году тоже большой объем по текущим трансфертам был освоен – местные предприятия 36 брошенных объектов вывезли, сделали, почистили.

А каков алгоритм обращения аварийных домов в коммунальную собственность?

Бекмухамедов: Это занимает много времени. Потому что есть единственный механизм, который прописан в гражданском кодексе. Чтобы признать строение бесхозным, необходимо его зарегистрировать таким – на это отводится год. По истечении года обращение в коммунальную собственность происходит через суд. Но для того, чтобы передать документы в суд, акимат должен отработать каждую квартиру через судебные органы. Решение выдается на каждую квартиру. И когда в доме 96 квартир, собственники всех 96 квартир должны быть найдены. Должны быть написаны заявления. И только в этом случае суд может выдать документ о том, что, да, действительно, объект признан бесхозным. Это очень кропотливая работа.

Расскажите о проекте строительства в Аркалыке ветропарка.

Бекмухамедов: В Аркалыке есть площадка для строительства ветропарка. Она уже с доказанным ветровым потенциалом. Разработано ТЭО на строительство ветропарка мощностью 48 МВт. Инвестор – ТОО «Synergy Astana». В настоящее время они согласовывают схему выдачи мощности в АО «KEGOС». Есть меморандум между акимом области и инвесторами. Уже определен тариф. Он будет высоким, его надо субсидировать. Если у нас среднеотпускной тариф по региону - 13,13 тг, то здесь получился тариф 21, 99 тг. Разница есть, и ее надо покрывать из бюджета, разрабатывать механизм субсидирования, чтобы стимулировать развитие возобновляемых источников энергии. При положительном решении «KEGOС» инвестор приступит к разработке рабочей документации для строительства. Но эта стадия затянулась.

Теменов: Проект уже включен в Карту индустриализации. Сейчас стоит вопрос о кредитовании данного проекта. Для того, чтобы кредитоваться они должны заключить предварительный договор с АО «KEGOС». Стоимость проекта – 17,8 млрд. тенге. Это будет в 5 км отсюда, по трассе, 32 вышки по 3 КВт. Высота каждой из них будет порядка 80 метров. Длина лопасти – 26 метров. По плану это будет в 2014 году.

Вернемся к хлебу насущному. Насколько город сам себя обеспечивает продовольствием?

Бекмухамедов: У нас каждый год в среднем около 200 тыс. тонн зерна производится. В прошлом году бюджет получил 12 млрд. тенге от продукции сельскохозяйственного производства против 6,5 млрд. от произведенной промышленной продукции. Почему такая разница в налогах? Потому что сельское хозяйство у нас идет на льготном режиме.

А потребность в продуктах первой необходимости городом покрывается самостоятельно. Села полностью обеспечивают городских жителей продукцией. Овощная продукция, молочные изделия, мука, макаронные изделия, мясо поставляется из сельских населенных пунктов.

По муке у нас создан стабилизационный фонд: формовой хлеб, 600 гр., первый сорт – по 42 тенге. В магазинах вся продукция местного производства, поэтому цены под контролем. У нас каждую субботу ярмарка по сельхозпродукции. Цены там ниже рыночных за счет того, что в цене нет наценок посредников. Сельхозпроизводители приезжают прям на эту площадку. И у населения есть возможность пойти и купить продукцию по своей цене.

Если цена на мясо КРС на рынках может доходить до 1200-1500 тенге, то на ярмарке оно продается по 900 тг. Куриное яйцо по 7-10 тг. Конина – 1000 тг, свинина – 800 тг., говядина – 900 тг.

Не можем не задать вопрос о взаимодействии акимата города с градообразующим предприятием – Торгайским бокситовым рудоуправлением…

Бекмухамедов: Взаимодействие как и везде: власть и бизнес. Это все регламентировано законом о предпринимательстве. Социальная ответственность присутствует, потому что на градообразующем предприятии трудится 1064 человека. Руководство ТБРУ помогает нам в плане технической оснащенности – например, когда у нас зимой проблемы с очисткой снега. Ясно, что градообразующее предприятие очень ответственное. На то оно и градообразующее.

Теменов: У них есть свой производственный план. До 2020 года они будут работать. До 2021 года запасы позволяют им работать в сегодняшнем режиме. В данный момент вопрос о сокращении производства не стоит. Спад производства на ТБРУ мы уже прошли в 2007-2008 гг. Сейчас предприятие стабилизировалось. У нас нет такой страшной ситуации, что остановится ТБРУ, и у людей возникнет вопрос: «Куда деваться?». Сейчас люди уже сами себе дорожку нашли. Даже если производство остановится, 500 человек все равно будут работать там, потому что есть еще вопросы рекультивации. Ничего страшного не случится.

Многие люди, вероятно, уходят в предпринимательство. Как в городе чувствует себя малый и средний бизнес?

Бекмухамедов: Сейчас вообще бизнесу уделяется такое внимание.. Вы знаете, сколько программ действует, сколько грантов, кредитов выделяется. Сейчас только ленивый, наверное, будет недоволен. И то, как он себя чувствует, полностью зависит от него самого, прежде всего.

По программе моногородов на эти цели уже выделено 8 млн. тенге грантов. Мы объявили конкурс, и уже порядка 10-12 проектов готовы для того, чтобы пойти на этот конкурс. По субсидированию процентной ставки вознаграждения на сегодняшний день уже подали заявки 6 предпринимателей. Из них один одобрен. 10% субсидируется государством, 4% выходит для предпринимателя. Для предпринимателей это шикарные условия. 140 млн. тенге – от 3 млн. тенге на предпринимателя – будут предоставляться в качестве микрокредитов. Порядка 40 проектов у нас уже готовы. Осталось подписать кредитные договоры на уровне республики.

Я встречался недавно с директорами «Агроинтерптица» и «Нур-Жайляу». По программе моногородов сейчас есть подпрограмма по развитию недостающей инфраструктуры. Объекты предпринимательства ведь заинтересованы в том, чтобы у них было водоснабжение, электроэнергия, тепло. Государство готово им подвести сети. Я говорил им: «Возьмите на себя разработку проектно-сметной документации, а строительно-монтажные работы мы за счет бюджета вам сделаем безвозмездно. Только чтобы вы бизнесом занимались, чтобы не отвлекались!». И предприниматели ушли думать. Бизнес есть бизнес. Сейчас они просчитают все свои издержки и свое решение нам скажут.

Например, если сумма на строительство недостающей инфраструктуры на «Агроинтерптица» будет одобрена, то в дальнейшем у них будет идти реализация проекта по переработке куриного фарша. Глубина переработки увеличивается. Там канализационный коллектор подвести надо, две линии электропередач.

Теменов: На мой взгляд, необходимо также проработать вопрос снижения ставки выкупа земли в городе под бизнес, под стоянку и пр. практически в три раза: если 2300 тенге стоит один квадратный метр, то мы предлагаем снизить этот уровень до 386 тенге. Я столкнулся с тем, что говорят: «Очень дорого земля стоит!». Здесь действует эффект мультипликатора – дешевле отдаем, больше получаем. Больше получаем, больше привязываемся. В результате, увеличится количество субъектов малого бизнеса.

Газиз Ерболатович, совсем недавно вы успешно сдали тестирование в элитный корпус «А» государственных служащих. Насколько сложным показался вам весь процесс отбора госслужащих?

Бекмухамедов: Тест на знание законодательства показался мне достаточно сложным, потому что когда я проходил тест, я видел, что разработчики этого теста прям постарались. Если бы человек законы не знал и по теории вероятности бы ответы щелкал, он не прошел бы тест. Там действительно нужно было эти законы знать. Перед вами выходят четыре варианта ответа, которые по смыслу отличаются одним словом, например. Если ты этот закон не читал, как же ты угадаешь? Разработчики постарались. Сразу после этого два теста по личностным компетенциям и управленческим компетенциям. Там проверяли разные уровни: уровень искренности, уровень корпоративного управления и другие индикаторы с психологическим уклоном. И после каждого теста нам распечатывали графики с ответами. Каждый смотрел, сравнивал, у кого какие показатели. Потом КАЗТЕСТ. Это вообще сложнейший тест был. Нам сразу сказали, что этот тест сложнее теста на знание английского языка. И еще был логически-невербальный тест. Каждому раздали брошюры, и нет ни одной одинаковой. Чтоб никто ни у кого не смог скопировать. Все-таки программе тестирования была сделана очень скрупулезно. Для того, чтобы его сдать, нужно было не раз прочитать законы.

В недельный срок после теста было назначено собеседование в ревизионной комиссии – региональной кадровой комиссии при акиме области. Оно проходило в виде экзамена. Мы заходили в аудиторию по одному, тянули билеты. Всего в билете было три вопроса. У меня были: «Молодежная политика в Республике Казахстан», «Требования к административному государственному служащему» и вопрос личного характера «Какие нововведения вы применили на вашем месте работы?». Но кроме того, что ты тянешь билет, любой из членов комиссии еще задает вопрос в нагрузку.

После этого через неделю-полторы у нас было собеседование в национальной кадровой комиссии при руководителе администрации президента. Оно проходило в Акорде. Напряжение там такое, что... В общем, это действительно очень сложно. Нагрузка психологическая, физическая, потому что надо за короткий промежуток времени впитать столько информации. Чтобы тебя разбудили ночью, и ты мог дать ответ.

На самом деле, я недолго готовился, потому что основное время у меня занимала работа. Пришлось за счет сна, пожертвовать этим.

Вы – все-таки новый человек в городе. Как вам на новом месте?

Бекмухамедов: Я здесь нахожусь вторую неделю. Первую неделю я переболел, в выходные домой даже не поехал. Было тяжело. А сейчас я вот поехал в Костанай на совещание, и я уже чувствую себя там гостем. Я знаю, что мне надо возвращаться в Аркалык.

А что, по вашему мнению, составляет главное достоинство Аркалыка?

Бекмухамедов: Главный актив – это люди. Я был в детско-юношеском центре и видел, насколько дети талантливые. В таких отдаленных условиях люди более талантливы, пытаются выразить себя, у аркалыкчан есть мотивация, я так думаю. Больше, чем у жителей других крупных городов. Они еще не достигли уровня, когда довольны жизнью - им есть куда стремиться.

Свежее из этой рубрики