Спецпроект «Моногорода»:  Серебрянск. Город-сказка, но не мечта

Город Серебрянск или как его еще называют Серебрянка коренному алматинцу тяжело назвать городом, скорее он больше походит на поселок городского типа. Уже на въезде становится понятно, что город, о котором в последнее время неоднократно писала пресса, находится не просто в тяжелом, а в удручающем состоянии.

Ирина Галат, Vласть

Фото Владимира Третьякова

Город Серебрянск или как его еще называют Серебрянка коренному алматинцу тяжело назвать городом, скорее он больше походит на поселок городского типа. Уже на въезде становится понятно, что город, о котором в последнее время неоднократно писала пресса, находится не просто в тяжелом, а в удручающем состоянии.

Истоки образования Серебрянска корнями уходят в XIX век, но реально его зарождение связано с началом строительства в этом месте в 1953 году Бухтарминской гидроэлектростанции. Расположен город в живописных местах на южных склонах Ульбинского хребта, на правом берегу реки Иртыш. Поездка от Усть-Каменогорска до Серебрянска занимает около двух часов, но время, проведенное в пути, проходит практически незаметно. Ослепительно красивый вид из окна затмевает все те неровности на дороге, которые изредка на ней встречаются.

Однако, въезжая в город сразу приходишь в себя - взору предстает полуразрушенный городок, со свободными от автомобилей улицами, с малочисленными кафе и магазинами. Особую грусть навевают пустующие уже полуразобранные или еще недостроенные дома. И, несмотря на уникальное географическое расположение, город выглядит серым и унылым.

Жизнь в Серебрянске размеренная и спокойная. Людей днем на улице практически нет. Единственную более-менее приличную аллею со скамейками вечером заполняют мамы с детьми. Говорят, что туда любит приходить и молодежь с пивом или еще чем-то покрепче, но нам посчастливилось их не застать.

Серебрянцы довольно разговорчивые, не боятся в открытую ругать как местную власть, так и ту, что повыше. Но фотографироваться все-таки отказываются.

Так, сидящие на скамейке мамы с грудными детьми, не пожелавшие, правда, представиться, в виду того, что являются женами военнослужащих, посетовали на отсутствие в городе детских садов, роддома, игровых площадок и других детских развивающих центров.

«Ничем город не живет. Детей водить некуда. Проблем много. Молодежи некуда ходить, с детьми кроме как на этой аллейке больше негде гулять. Ничего нет. Город вымирает. Завод не работает. Рабочих мест нет. Люди в Россию уезжают», - говорит наша собеседница.

Ее поддерживает другая: «И наша власть, аким, вообще не стараются. Есть акимы, которые стараются, что-то для города делают. Сейчас ни одного человека не увидишь, чтобы акима уважал».

После некоторого молчания третья наша собеседница, к удивлению других участниц, говорит, что в городе осталось еще много людей, поддерживающих акима Серебрянска.

Потом они все вместе начинают вспоминать времена, когда в городе был и кинотеатр, и швейная фабрика, и маслозавод, и фонтаны били ключом… И все в мечтах хотят покинуть Серебрянск.

Единственная в городе гостиница со звучным названием «Антарес», расположенная в здании бывшего детсада, на удивление помимо обычных номеров, может предложить своим клиентам комнаты с повышенным уровнем комфорта. Так полулюкс с удобствами на этаже обойдется в 2000 тенге в сутки, а люкс с личным санузлом в 5000 тенге. Правда, данные категории номеров сильно отличаются от того, что можно увидеть даже в самых посредственных отелях Турции или даже хостелах Украины. Конечно, на самом деле это настолько ничтожная в общей массе вопросов проблема, которая, пожалуй, может волновать лишь изредка заезжающих сюда по необходимости людей.

Проведя в городе несколько дней, понимаешь, что без серьезного участия государства не просто в развитии, а именно в возрождении города, не обойтись. И на это потребуются достаточно внушительные финансовые вливания.

Останавливаем проходящего мимо мужчину лет тридцати, пожелавшего остаться анонимным. В ходе разговора выяснилось, что служит он в пожарной части Серебрянска. Описывая ситуацию в городе, он сказал одну интересную фразу, которая, навреное, многое объясняет: «У народа нет будущего, они не верят в то, что здесь что-то может быть хорошее».

В подтверждении своих слов незнакомец привел пример, когда семьи вынуждены существовать на зарплату в 20 тысяч тенге – их хватает лишь на оплату коммунальных услуг.

«Люди здесь не живут, а выживают. Народ спивается. Какой раньше народ интеллигентный был, а сейчас одна пьянь, по сути. А так вообще город сам по себе хороший», - подытожил наш герой.

Дорога от гостиницы в акимат занимает минут 20 пешком. Нас выдает особая любознательность и аппаратура в руках фотографа. Хотя, наверное, даже и без всего этого местные жители поняли бы, что мы чужаки.

На площади Серебрянска стоит арка, за которой с недавних пор стали располагаться небольшой сквер и мечеть. Правда, арка эта, как оказалось, не специально построенное культурное сооружение, а остаток того, что раньше было большим Домом культуры. Напротив нее мемориальный комплекс с именами серебрянцев, погибших в годы ВОВ.

Чуть дальше виднеется голубое здание акимата, а через дорогу от него многоэтажный пустой жилой дом с отсутствующими окнами.

Как нам пояснила главный специалист акимата по вопросам кадровой, организационной, правовой и государственной работы Людмила Леонидова, данное здание принадлежит войсковой части. Пустует оно потому, что когда в 1990-м году в Зайсане произошло 6-ти бальное землетрясение, отголоски дошли и до Серебрянска, и тогда здание дало трещину. Оно уже несколько раз выставлялось на аукцион, но, к сожалению, желающих его приобрести, пока не нашлось.

Людмила Леонидова проводит нас в Серебрянский дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа. По дороге рассказывает о том, что город начал испытывать большие трудности после того, как в 1997 году произошло изменение административно-территориального деления Казахстана. Именно тогда Серебрянск, город областного значения, попал под юрисдикцию Зыряновского района и лишился своего бюджета.

В доме престарелых нас ждали, а потому на встречу к нам вышли многие его постояльцы. Нас провели по комнатам, показали столовую, инкубатор для вновь прибывающих людей. Интернат сам по себе небольшой, рассчитан на 50 человек, но сейчас там проживает 57. Мужчин мало, всего 13. И хоть наш визит был и не внезапным, сложилось ощущение, что бабушкам и дедушкам там действительно живется хорошо и «большего им не надо». Но как бы они не хвалили свой общий дом, некоторые тоскуют о своем собственном и страдают от одиночества.

Говоря о будущем города, старики не могут скрыть скептицизма, небрежно махнув рукой, какое дескать, будущее.

А кто-то говорил, что будущее напрямую зависит от деятельности градообразующего предприятия.

«Надо завод открыть, самое главное, чтобы люди работали», - утверждали они.

Наше путешествие продолжилось посещением единственного в городе частного музея и бывшего причала на Иртыше. Оказалось, что раньше до 1993 года между Серебрянском и Усть-Каменогорском курсировал водный транспорт, так называемые Ракеты и Метеоры, благодаря которым из одного пункта в другой можно было добраться по воде за один час сорок пять минут.

Возвращаясь в гостиницу, мы подошли, к сидящим на скамейке женщинам, которые в разговоре посетовали на то, что город, к большому их сожалению, просто умирает.

«Плохо здесь люди живут, работы нет, все дорого, коммунальные дорогие, воду отключают, - наперебой говорили они. - Был хороший город, зеленый, строили дома, но не достроили - все бросили. Думали, что лучше будет. Союз развалился. Казахстан свободная стала страна, но нищая, работы нет. Все бегут отсюда, все дорого, вода дорогая, тепло дорогое, в магазинах цены высокие».

Наталья уже как 15 лет живет в России, но ежегодно на лето приезжает к своей пожилой маме в Серебрянск. Никаких улучшений за это время она не увидела. Жаловалась на отсутствие горячей воды, высокие тарифы, перебои с подачей холодной воды и электричества и на повсеместную безработицу.

«Пусть кто-нибудь выкупит завод… дайте там объявление», - крикнула нам вслед гостья из России.

Несмотря на низкие заработки цены в городе практически ничем не отличаются от цен в Алматы, может только стоимость услуг ниже. Так, например, молоко магазинное стоит минимум 200 тенге, мясо 1200-1400 за килограмм, хлеб - 60, ведро картошки 6-7 килограмм – 700 тенге. А вот подстричься можно за 600 тенге.

В Серебрянске, как впрочем, и во всем Восточном Казахстане преимущественно проживает русскоязычное население. Справедливости ради надо отметить, что все наружные и внутренние вывески выполнены на двух языках в соответствии с законом «О языках».

Казахский язык можно услышать практически везде, хоть и в гораздо меньшей степени, чем, например, в южных регионах страны. Представители титульной нации предпочитают разговаривать на своем родном языке.

О бизнесе

Градообразующими предприятиями Серебрянска являются ТОО «Серебрянский завод неорганических производств», некогда выпускающий средства защиты органов дыхания и товары народного потребления и Бухтарминский гидроэнергетический комплекс ТОО «Казцинк», гидростанция которого является одной из самых мощных электростанций в республике. Проектная мощность станции раньше составляла 675 мегаватт, а на сегодня после проведенной реконструкции составляет уже 720 мегаватт.

Бухтарминская ГЭС является сама по себе уникальной, сложной конструкцией. Чтобы попасть на ее территорию необходимо не только получить официальное разрешение, но и пройти через несколько уровней вооруженной охраны. Внутри производственных помещений царит практически идеальная чистота и порядок. Поднимаясь на плотину, высота которой от основания до гребня составляет 90 метров, взору предстает невероятно красивый пейзаж.

И хоть со стороны простого смертного, кажется, что никаких проблем на таком выдающемся объекте быть не должно, директор БГЭК Сергей Копылов говорит об обратном.

«В прошлом году уехало 36 специалистов из 204 человек. Едут все в Россию. Здесь люди вроде никаких перспектив не видят, а потому едут. Едут на станции, устраиваются там хорошо, уровень зарплаты у них в 6-7 раз выше», - посетовал директор гидроэлектрокомплекса.

Опасения у него вызывают масштабы такой миграции, которая при существующих темпах, может привести к ситуации, когда специалистов на станции практически не останется.

«Уедем все в Россию и будем сюда ездить по найму - эксплуатировать в республике Казахстан станцию. На этот год уже 13 человек собираются уехать», - высказал свои предположения Копылов.

При этом он отметил, что специалистов с городов или других регионов страны заманить на станцию практически не получается, так как молодежи в Серебрянске заниматься нечем, условий нет.

Серебрянский завод неорганических производств поражает своими масштабами и бездействием. Проходя по пустующим цехам и коридорам, становится не по себе от царящей там тишины. А ведь раньше в этих стенах кипела жизнь.

Директор завода Леонид Нестеренко большое хоть и благодарен правительству и областному акимату за включение Серебрянска в программу развития моногородов, но пока, особой пользы от этого не видит.

«На мой взгляд, вкладывать в город деньги, где не будет рабочих мест, ну просто бессмысленно. То есть надеяться на то, что мы построим здесь дороги, отремонтируем системы жизнеобеспечения, канализацию, водоснабжение, электричество, озеленение проведем, освещение, а для чего? Надеяться на самозанятость или то, что с неба упадут инвестиции, ну, на мой взгляд, это сегодня не оправдано», - высказал свое мнение Леонид Нестеренко.

Он также рассказал, что раньше завод имел свой рынок, а потому проблем со сбытом своей продукции не было. Но после того как в 2011 году у предприятия в безакцептном порядке изъяли денежные средства в размере порядка 79 млн. тенге, завод просто физически не смог обеспечить людей. В результате пришлось сократить 347 человек.

И, несмотря на все предпринимаемые попытки хоть как-то восстановить завод, пока этого сделать не получается. По подсчетам Нестеренко на восстановление объемов производства и потерянного рынка необходимо 300 млн. тенге, которых пока выделять никто не собирается.

«Фонд платы труда за май составил 5 миллионов 187 тысяч тенге. В хорошие годы, когда мы работали, фонд оплаты труда у нас доходил до 15 млн. тенге ежемесячно. Естественно эти деньги крутились в городе, что способствовало развитию малого и среднего бизнеса. За 4 месяца текущего года мы произвели продукции всего на 45 млн. тенге 182 тысячи тенге, в 2008 году, иной раз, мы за месяц это делали», - с грустью поделился информацией директор.

По его мнению, данной ситуации можно было избежать, но вместо того, чтобы заводу помочь, его «пытаются задушить».

«Так что у меня грустное настроение если что. Людей жалко, это реальная ситуация, когда им податься некуда», - подытожил Леонид Нестеренко.

В одном из цехов мы подошли к сотруднице Галине, которая вместе со своими коллегами, занимались текущей работой по выпуску каких-то специфических деталей. Она рассказывает, что на заводе работает уже 40 лет и за качество, производимой заводом продукции, они неоднократно получали награды.

«Надежда умирает последней. Я лично думаю, что может что-нибудь и будет. Если не будет нашего завода, то и город наш погибнет, так как он является градообразующим предприятием. Надо все сделать, чтобы он работал», - заключила Галина.

После посещения завода мы поехали в офис строительной компании ТОО «Саулет, где невероятно обаятельный ее директор Ербол Сабитов сразу нас предупредил, что будет говорить только правду, какой бы горькой она не была.

Он рассказал, что за 16 лет существования фирмы, «такого сложного года как этот никогда не было» и уже с июля месяца им нечем будет заниматься. Хотя раньше и объемы были и рост какой-то, а сейчас из-за возникших трудностей в компании вместо 87 человек, работает только 37.

Ербол Сабитов убежден, что различные программы, такие как дорожная карта бизнеса и программа развития моногородов создаются от безысходности и носят лишь временный характер.

«Нет планомерности, это просто временное затыкание дырок. А потом ищут, куда деньги делись», - возмущается он.

При этом наш собеседник искренне верит, что город можно возродить: «Потенциал города хороший, но нет точки опоры, от которой можно оттолкнуться. Я без этого города жизни просто не представляю».

Стоит отдать должное и акиму Серебрянска Гордиенко Сергею, который в такое трудное время не перестает верить в хорошее будущее города. Особый его повод для гордости – новые горожане. Так, в 2012 году впервые за последние несколько лет город сумел показать прирост населения в 40 человек, и сейчас в Серебрянске проживает 9736 человек. Из них 3200 работающих, 1680 пенсионеры, 420 – инвалиды всех категорий, около 500 – дети до 6 лет, 1250 - учащиеся и 2200 самозанятые.

Кстати, о фактах, в 2004 году квартиру в Серебрянске можно было купить за 10 000 тенге (!) сейчас ее же стоимость доходит и до 1,5, и до 3 млн. тенге. Может быть, и хорошо, что мы не застали город в те годы…

Vласть продолжит рассказывать вам о жизни Серебрянска в ближайшее время.

Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz обязательна в первом абзаце материала.

Свежее из этой рубрики