• 10422
Как Запад ведет борьбу с гражданами, отправляющимися воевать в зоны конфликтов

Эрик Шмитт и Майкл Шмидт. Вашингтон, США

Более десяти лет правительства западных стран стремились остановить поток своих граждан, направляющихся в зоны военных действий в мусульманских странах, увеличивая наблюдение за теми людьми, которые проявляли интерес к присоединению к экстремистам, создавая компьютерные программы по отслеживаю подозрительных передвижений и предпринимая другие меры.


Но нападения, произошедшие на прошлой неделе во Франции – по крайней мере один из участников которого побывал в 2011 в Йемене в тренировочном лагере Аль-Каеды – стали страшным напоминанием того, что подобные меры не сильно помогли в снижении степени угрозы. Число граждан, выезжающих заграницу на войну, продолжает расти. Согласно последним подсчетам правительства США, каждый месяц к военным действиям в Сирии и Ираке присоединяется около 1 000 новобранцев-боевиков.

Беспокоясь о том, что по возвращению домой эти боевики годами могут жить и не привлекать внимания к себе, американские и европейские ведомства по противодействию терроризму пытаются найти новые способы, как можно помешать своим гражданам уехать воевать за границу. И в свете трагедии во Франции данные усилия приобрели еще больший статус крайней необходимости.

Новые законы по противодействию терроризму или поправки в существующие уже были приняты в таких странах, как Албания, Австралия, Босния, Франция, Косово, Македония и Сербия. Согласно им стало незаконным покидать страну с целью участия в военных конфликтах в других странах, подобных Йемену, Сирии и Ираку.

Малайзия и Саудовская Аравия также ввели меры, запрещающие своим гражданам присоединяться к действиям Исламского государства. В Австрии и Марокко увеличилось число арестов людей, подозреваемых в участии в числе боевиков. А в Германии и Нидерландах недавно были возбуждены уголовные дела против иностранных военных.

В США, где около 150 000 граждан пытались отправиться воевать в Сирию или уже отправились, федеральные правоохранительные органы сосредоточили свое внимание не только на усилении мониторинга социальных сетей , но и на повышении знаний служащих государственных и местных структур, чтобы они могли вычислять подобных потенциальных «путешественников».

За несколько последних месяцев секретарь национальной безопасности США Джей Джонсон лично побывал в Чикаго, Лос-Анджелесе, Миннеаполисе и других городах с целью усиления взаимодействия между федеральным правительством, государственными и местными органами управления, которые обладают определенными возможностями по выявлению потенциальных боевиков.

«Мы не смогли остановить поток, но нам удалось создать определенные возможности для перехвата», - заявил высокопоставленный представитель Государственного департамента США, который тесно связан с данным вопросом. «Мы сделали так, чтобы страну было трудно покидать с подобной целью».

Тем не менее, хотя правоохранительным структурам и разведывательным ведомствам удалось улучшить меры по выявлению американцев, направляющихся в Сирию, и предотвращению их выезда за границу, американские чиновники признают, что еще есть, над чем нужно работать.

«Я все еще не уверен, что мы можем контролировать все», - считает один из официальных источников.

В прошлую субботу Соединенные Штаты успешно продвинули соответствующую норму законодательного регулирования в Совете безопасности США, согласно которой все страны должны будут предпринимать меры по предотвращению и сдерживанию своих граждан от присоединения к группам, которые рассматриваются в качестве террористических организаций.

Особое внимание уделяется таким странам как Турция, чья «прозрачная» граница протяженностью в 500 миль позволила тысячам боевиков покинуть пределы страны и отправиться в конфликтные зоны в Сирии и Ираке. В 2013 Турция запретила въезд страну 4 000 человек, включенных в черный список. Также в 2013 на границе было задержано более 92 000 человек.

Некоторые из американских чиновников считают, что турецкое правительство проводит агрессивную политику в отношении своих границ с Сирией. Но есть те, которые говорят, что турки вряд ли когда-нибудь смогут надежно охранять свои границы. «Я не могу сказать, что они стали лучше работать в этом направлении», - заявил чиновник.

Согласно подсчетам американской разведки в целом около 18 000 иностранных боевиков, включая 3 000 европейцев и граждан других западных стран, отправились в регион участвовать в военных действиях с того момента, как в Сирии в 2011 вспыхнул конфликт. По словам бывшего сотрудника британской разведки Ричарда Барретта, который занимался исследованием для консалтинговой компании по вопросам безопасности «Soufan Group», более 500 ветеранов сирийской кампании возвратились в Европу.

Продолжает расти не только количество боевиков. Террористические атаки в Париже могут также указывать на то, что тактика действий террористических группировок приобретает угрожающий оттенок.

Подразделения Аль-Каеды в Йемене западные страны долгое время опасались в связи с его одержимостью авиационными атаками. Вспомнить хотя бы неудачную попытку взорвать самолет на Рождество в 2009 году. Но как считают представители властей, из видеозаписей нападений видно, что Саид Куачи, старший из двух братьев, подозреваемых в убийстве 12 человек в офисе сатирической газеты в Париже на прошлой неделе, побывал в Йемене и проходил военные тренинги, обучающие владению оружием.

«Идея того, что группа джихадистов, которая исторически использовала террористов-смертников, целенаправленно задействует огнестрельное оружие – наводит на тревожные мысли», - заявил Даниэл Бенджами, бывший старший сотрудник подразделения по противодействию терроризму в Государственном департаменте, который сейчас работает научным сотрудником в Дартмуте (Великобритания).

Зоны военных действий, подобные Йемену и Сирии, также служат инкубаторами для взращивания террористов. «Они будут формировать сети с другими западными мусульманами и налаживать связи с джихадистами по всему миру», - уверены специалисты из Брукингского института Дэниэл Байман и Джереми Шапиро в своем исследовании.

Большинство боевиков, возвращающихся домой, делают так, что их становится трудно отследить. Власти США заявили, что французские правоохранительные структуры и разведывательные ведомства вели наблюдение за братьями Куачи после того, как Саид Куачи вернулся из Йемена в 2011. Но французские власти в какой-то момент остановили наблюдение, переключив свое внимание на другие угрозы.

Исламские боевики уходили воевать в другие страны, начиная с моджахедов, которые отправлялись в Афганистан в 1980-ых на борьбу с Советской армией.

Как говорят эксперты по терроризму, сегодня ситуация отличается масштабом потока людей и причинами, по которым молодые мужчины-мусульмане – и особенно женщины и целые семьи, число которых лишь увеличивается – направляются в Сирию. Эксперты в области противодействия терроризму также объясняют, что молодые мужчины из Боснии и Косово едут в Сирию с целью улучшить свое материальное положение. Так, некоторые группировки предлагают специальные выплаты за вступление. Боевиков с Ближнего Востока и Северной Африки больше привлекает идеология и самопровозглашенный статус Исламского государства в качестве халифата. Специалисты по борьбе с терроризмом встречали среди членов криминальных группировок даже граждан Швеции, которые в войне ищут приключений и возможности применить насилие.

Опасения по поводу того, что бывшие боевики могут совершить нападения в своей родной стране, начали усиливаться после того, как Мехди Неммуш – 29-летний мусульманин-француз – убил четырех человек в Еврейском музее в Бельгии в прошлом мае. После того, как год провел в Сирии. Французские власти знали, что он уехал в Сирию воевать. И власти Германии сообщили им, что он вернулся в Европу.

Во Франции - с населением в 5 миллионов мусульман, самым большим в Западной Европе – все чаще граждан призывают к участию в джихаде. Согласно информации министерства внутренних дел Франции более 1 000 граждан покинули или планируют покинуть страну, чтобы присоединиться к группам джихадистов в Сирии и Ираке. По мнению Барретта, бывшего сотрудника британской разведки, возможно 180 из них вернулись обратно на Родину.

«Мы не знаем, когда эти радикально настроенные граждане могут внезапно стать террористами», - заявил в воскресенье Жерар Аро, посол Франции в Соединенных Штатах.

В Великобритании по утверждению властей около половины из 600 человек, отправившихся в Сирию участвовать в террористической деятельности, вернулись домой. «Благодаря работе с нашими партнерами, нам удалось за последние несколько месяцев остановить три террористических акта», - заявил на прошлой неделе Эндрю Паркер, глава британской контрразведки MI5.

Высшие руководители правительственных структур США заявили, что у них есть информация о нескольких десятках американцев, которые присоединились к различным группам джихадистов , подобным Исламскому государству и «Фронту Нусра», а затем вернулись назад в США.

Как говорят федеральные чиновники, первая линия защиты – это семья и друзья. Но зачастую люди слишком бояться рассказывать о том, что кто-то из близких воевал за границей.

«Мы признаем, что в большинстве подобных случаев кто-либо во внутреннем окружении человека может знать, что тот хочет уехать воевать, но никому не рассказывает об этом из опасения ареста, судебного преследования или публичного осуждения», - объясняет представителей властей США.

В случае с жителем Флориды, который стал террористом-смертником в Сирии, ФБР позже удалось выяснить, что его родители знали о том, что их сын по меньшей мере два раза побывал в Сирии.

«Они не уведомили об это правоохранительные органы. И теперь их сын мертв», - заявил высокопоставленный чиновник.

«Нам нужно как можно быстрее подключаться к решению проблемы. Результаты могут стать не очень приятными. Но это лучше, чем смерь близкого человека».

The New York Times

Перевод для Vласти Нины Кузнецовой

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые