• 7619
Казахстан пополнил ряды стран с «осажденной» экономикой

Стэнли Рид

Казахстан пополнил растущий список стран с развивающейся экономикой, находящейся под прессом: во вторник Центральный банк девальвировал национальную валюту.

Анализируя итоги резкого снижения на других рынках, таких как Турция и Украина, Национальный банк РК решил действовать активно, девальвировав тенге на 20 процентов по отношению к доллару. Однако объявление о девальвации оказалось сюрпризом для финансовых рынков, которые были застигнуты врасплох масштабом случившегося.

«Они решили продолжать движение вместе с другими валютами развивающихся рынков, чтобы не противостоять глобальному давлению в одиночку», - говорит Владимир Тихомиров, главный экономист московской финансовой корпорации «Открытие».

Этот шаг для казахстанской экономики, столкнувшейся со "встречным ветром" – обычная история для развивающихся рынков. Как и большинство других крупных поставщиков нефти и газа, страна выглядит все более уязвимой: в последние годы цены на сырьевые товары стабилизировались или даже снизились, а импорт, подпитывающийся за счет растущего внутреннего потребления, продолжает расти.

Экономика, которая увеличилась на 6 процентов в прошлом году, «работала на полную мощность», написал в экспертной записке Иван Чакаров, аналитик московской Ситигруп.

Но он добавляет, что ухудшение торгового баланса «съело» валютные резервы. Такая защита тенге также опустошает резервы Центрального банка, которые за последние два года, согласно заметкам Чакарова, снизились на $11 млрд - до $25 миллиардов.

Так как бум на товары потребления подходит к концу, «то, что экономика должна приспосабливаться – не должно быть сюрпризом», - говорит Рейчел Зимба, аналитик Roubini Global.

Экономика стран-экспортеров нефти

Власти также держали в ежовых рукавицах местную валюту, что привело к спекулятивному давлению. Тихомиров утверждает, что банк был обеспокоен деятельностью спекулянтов, в числе которых были люди из России, активизировавшие продажу казахстанской валюты против доллара. И Россия, позволяя рублю «скользить», способствует дальнейшему ослаблению тенге.

Казахстан олицетворял одну из главных историй роста нефтяной промышленности, чья продукция выросла с 1 миллиона баррелей в день в 2002 году до 1,7 миллионов баррелей в день – год назад. Но рост добычи нефти резко замедлился с 2009 года, в основном из-за многолетнего простоя $50-миллионного проекта, возглавляемого итальянским консорциумом Eni. Как результат – положительное сальдо по текущим операциям, превышающее в 2011 ВВП на 5 процентов, по оценкам, сократилось до 0.2, процентов, отмечает Чакаров.

Хотя девальвация приведет к росту инфляции, которая сейчас составляет около 6 процентов в год, большинство экономистов говорят, что Казахстан находится в форме, лучшей, чем множество других стран для противостояния давлению на развивающиеся рынки.

В дополнение к здоровому экономическому росту, Казахстан имеет $70 миллиардов в фонде национального благосостояния, эти активы не являются частью резервов.

Но Казахстан имеет одну видимую слабость – высокий уровень долга и банковских займов, которые находятся практически в состоянии дефолта: наследие финансового кризиса 2008-09 годов.

Рейтинговое агентство Fitch утверждает, что 41 процент банковских кредитов по состоянию на сентябрь, был в иностранной валюте, и девальвация может добавить давления на финансовую систему.

© 2014 New York Times News Service

Перевод Зарины Ахматовой и Нины Кузнецовой, Vласть

Важно: Перепечатка переводов допускается только с указанием гипер-ссылки на источник - www.vlast.kz.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые