Перемена
10 героев, 10 историй
Партнер проекта
Партнер проекта
Глава Altyn Bank Аскар Смагулов

Глава Altyn Bank Аскар Смагулов

«В 2005-2008 годы мы пропустили через себя и валютный рынок, наверное, половину всех долларов, которые зашли от иностранных банков и их клиентов в страну, в тот период»
18 мая 2016 г. 79952

Председатель правления Altyn Bank поделился с Vластью своей историей успеха, в которой обнаружились бессоные ночи, со стыдом купленные первые кроссовки и даже сошедшие с ума одногруппницы. Теперь же Аскара Смагулова волнует, насколько самостоятельными смогут стать его дети, как наилучшим образом раскрыть потенциал подчиненных, и какое решение принять – плохое или очень плохое.

Наш сегодняшний герой утверждает, что входит в число тех немногих специалистов в Казахстане, которые исключительно хорошо разбираются в тонкостях рынка капиталов. И, нужно сказать, ему нет причин не доверять – он с легкостью припоминает фамилии всех руководителей Центрального Банка США с 80-х годов и буквально за несколько минут высчитывает количество денег, которое я должна накопить, чтобы безбедно существовать после выхода на пенсию. Аскар Смагулов говорит, что управлять деньгами – это не только его работа, но и хобби. Однако так было далеко не всегда. Мальчик, выросший в Экибастузе в семье военного и учительницы математики, никогда и не помышлял о работе банкира.

«Я жил в панельном доме, в трехкомнатной квартире. Кухня - 6 квадратов. Панельные стены. Я слышал, как мой сосед сверху моряк дядя Вася поет песни, как через стену в соседнем подъезде дядя Коля - он машинистом экскаватора работал - с женой разговаривает. Дядя Коля, кстати, зарабатывал в 5 раз больше моей мамы. В 1992 году пределом мечтаний было вернуться в Экибастуз, стать инженером, построить дом, купить машину и счастливо жить около родителей»

Кстати, даже сейчас Аскар Сагидоллаевич уверен, что смог бы стать неплохим инженером-энергетиком, но у судьбы, как принято говорить в таких случаях, были на юношу другие планы. События начала 90-х подтолкнули его к выбору профессии экономиста. «Когда засуха, рыба сама идет туда, где есть вода», - объясняет наш собеседник свою мотивацию. 17-летний Аскар тогда и понятия не имел, чем занимаются экономисты, но все же поступил в КазГУ в тот самый год, когда в университете открылась никому неведомая специальность «Экономика и менеджмент». Парень, к слову, вкусил все прелести реформ высшего образования середины 90-х, изучая макро- и микроэкономику наряду с политэкономией и историей политических учений. В середине же обучения его мысли начала занимать идея продолжения образования за рубежом.

«Если в России, Москве информация по возможностям обучения за рубежом была, то до Казахстана она добралась уже после независимости, после 90-х годов. Ее передавали из уст в уста. Какие-то московские ребята написали целую брошюру, как поступить в американский вуз. Это были страшные-страшные ксерокопии, копия копии копии копии. По-моему, она была в КИМЭПЕ, в одном экземпляре»

В итоге со второй попытки Аскару, выпускнику КазГУ с отличием, удалось по программе «Болашак» поступить в одну из топовых бизнес-школ Америки в Университете Рочестера. Так началось «одно из самых счастливых времен» в жизни нашего героя. В 21 год он оказался среди 30-летних студентов-магистрантов, за плечами которых уже был трех- или четырехлетний опыт работы. В такую конкурентную среду юноша попал впервые.

«Если здесь в Казахстане я был самым умным, там я еще вопрос не дослушал, не могу понять его, а они уже отвечают. У меня были друзья, которые с половины экзамена уже выходили, закончив, а я там только думал, что решать, а за что, наверное, даже браться не стоит. В КазГУ тоже были хорошие ребята. Просто, скажем, если здесь таких 10%, то там таких 90%»

Первый год обучения дался трудно. Во время первой четверти в бизнес-школе молодой человек спал всего по 20-30 часов в неделю. За 10 недель, которые составляли семестр, преподаватели успевали практически вынуть душу из своих студентов, вспоминает Аскар Сагидоллаевич. В разговоре он припоминает, что одна из его одногруппниц из Израиля, не выдержав нагрузки, в прямом смысле тронулась умом и вынуждена была покинуть школу. Но в самом юноше энергия била ключом, «спортивная злость» не давала ему возможности даже подумать о неудаче. Этому, кстати, наш герой научился еще в школьные годы.

«Как-то мы играли между школами в Экибастузе в футбол. Конечно, в казахской школе ребята лучше играли в футбол. Видимо, они меньше учились, больше в футбол играли (смеется). Мой друг, который сидел со мной за одной партой, занимался вольной борьбой, упорный, крепкий, невысокого роста, он говорил: «Ну ничего, зато в учебе их сделаем!». Кстати после окончания школы он закончил физфак МГУ по специальности ядерная физика.

Желание победить во что бы то ни стало, в конечном счете, сыграло на руку, и уже второй год обучения в Америке был наполнен не только тяжелыми учебными буднями, но и скромными радостями. В том числе, материальными.

«Я помню свои первые кроссовки. Они стоили 60 долларов. Помню первый музыкальный диск за 17 долларов. Огромные деньги для Казахстана. Мои родители должны были месяц или два экономить, чтобы я купил себе пару кроссовок. Моя стипендия в Америке была 870 долларов в месяц, когда в Казахстане зарплата была в 10 раз меньше, в лучшем случае»

Аскар Сагидоллаевич не скрывает, что, покупая кроссовки, испытывал жгучее чувство вины, потому что знал цену деньгам. Он прекрасно помнил время, когда родители по полгода не получали заработную плату. Почти четыре года его мама и папа копили деньги для того, чтобы отправить сына за границу не с пустыми карманами, а с целой тысячой долларов. В целом же, обучение в США стоило 70 тысяч долларов в год. На эти деньги в 1998 году можно было купить 5-6 квартир в центре Алматы, быстро подсчитывает наш собеседник.

В 1998 году молодой человек возвращается в Казахстан с твердым намерением устроиться на работу аудитором. Пройдя собеседование в 3-4 компании, он останавливает свой выбор на первом иностранном банке в Казахстане – голландском ABN AMRO. Только аудитором ему так и не довелось поработать. После трехмесячной стажировки - его ждала карьера дилера казначейства. Аскар Сагидоллаевич тогда и не догадывался, что на рынке капиталов проведет ближайшие 10 лет. Поначалу волатильность этого рынка вызывала в неопытном дилере азарт, однако со временем он сошел на нет – пришел момент, когда колебания на рынке стали подвластны нашему герою.

«В свое время команда Казначейства Халык Банка, которой я руководил, имела большое влияние на формирование курса доллар-тенге. Мы создали команду, платформу и наладили отношения с крупнейшими лондонскими инвестиционными банками буквально накануне того момента, когда в страну хнынули горячие деньги. В итоге, в 2005-2008 годы мы пропустили через себя и валютный рынок, наверное, половину всех долларов, которые зашли от иностранных банков и их клиентов в страну в тот период. Это были миллиарды долларов»

Смагулов, как любой топ-менеджер с ненормированным графиком работы, мечтает о том, чтобы проводить с семьей больше времени. Являясь отцом троих детей, он понимает, что, когда соберется подводить итоги своей жизни, едва ли станет подсчитывать количество заработанных денег или банковских постов. «Мне хочется вырастить самостоятельных людей, чтобы они сами могли принимать решения. Именно этим я и буду измерять успешность своей жизни», - говорит наш герой. Но пока до подведения итогов далеко, Аскар Сагидоллаевич рассказывает о том, что вдохновляет его в настоящий момент.

«Интересно формировать команду, менять организацию, помогать людям расти, потому что, в конечном итоге, они не будут вспоминать, сколько денег заработала или потеряла организация. Люди, с которыми я работал, скажут: «Да, мне помогли раскрыть мой потенциал, сделать какие-то интересные вещи». Я думаю, о чем мой коллега, придя домой, будет разговаривать со своим сыном, супругой, родителями»

Между тем, наш собеседник характеризует свой стиль управления как «намеренно пассивный». Он подчеркивает, что дает людям много свободы, вмешиваясь в ситуацию только в том случае, когда подчиненные ожидают этого вмешательства. Этого в большинстве случаев не избежать, если речь идет о необходимости решить какую-то проблему, приняв непопулярное решение.

«У топ-менеджера нет выбора между хорошим и плохим решением. Они все плохие. Если бы они были хорошие, они бы не пришли к тебе. И мне приходится выбирать между плохим и, на мой взгляд, еще более плохим. Это психологически тяжело»

Такие издержки, тем не менее, не мешают Аскару Сагидоллаевичу наслаждаться руководством банка. В ходе беседы он подчеркнет, насколько комфортно ощущает себя на своей текущей должности. В том числе потому, что 80% выполняемой им работы уже совсем не связаны с собственно банковской сферой. Наш герой ежедневно занимается интеллектуальным трудом, который, в конце концов, неизбежно кристаллизуется в денежный эквивалент чистой прибыли организации. «С одной стороны, это плохо, а с другой стороны, это хорошо, потому что это объективный показатель. Если ты такой умный, почему ты такой бедный? Я подпишусь под каждым словом в этой фразе», - говорит наш герой, вся жизнь которого будто подчинена доказательству этого расхожего мнения.

18 мая 2016 г. 79952

Просматриваемые