Перемена
10 героев, 10 историй
Партнер проекта
Партнер проекта
Программист Асель Марченко: «Меня устраивают и маленькие победы»

Программист Асель Марченко: «Меня устраивают и маленькие победы»

В банковской сфере Казахстана настоящие прорывы случаются далеко не каждый год, поэтому Vласть не могла упустить возможность поговорить с уникальной девушкой, которая работает над реализацией одного из самых амбициозных проектов наших дней. Асель Марченко рассказала нам, как она училась самодисциплине, почему больше не хочет работать с пятиклассниками, и как пережила несколько банковских миграций.
15 июня 2016 г. 8422

Наша сегодняшняя героиня знает множество самых разнообразных вещей - как составлять бухгалтерскую отчетность, что такое опционы и фьючерсы, как формируется инвестиционный портфель, и зачем нужен план счетов Национального банка. После всего этого сложно поверить, что по профессии эта девушка - программист. Асель признается, что когда-то ей действительно казалось, что она и ее коллеги - истинные небожители, наделенные особым складом ума. Сейчас девушка придерживается более мудрой позиции: «Наша узкая деятельность не делает нас ни лучше, ни хуже». По ее словам, и в сфере IT можно без труда обнаружить людей, которые «постоянно изобретают велосипед с квадратными колесами».

Моя собеседница работает в области информационных технологий уже 10 лет и признается, что сменить сферу деятельности едва ли уже решится. Все потому, что Асель искренне любит свою работу. Ну а то, чем она занимается сейчас, и вовсе иначе как уникальным опытом не назовешь.

«До этого цифровой банк в Казахстане не внедряли. Уникальная ситуация - когда на это выделяют команду, когда банк считает, что это стратегически важно, когда понимает, что IT здесь на первом месте. Очень интересно участвовать в таком проекте»

Когда-то она, верно, и подумать не могла, что станет одним из разработчиков и создателей первого в стране цифрового банка. До 11 класса она, к слову, грезила лишь о профессии врача-хирурга. Школьницей она училась довольно хорошо: окончила школу в Темиртау всего с одной четверкой. Но в седьмом классе произошло нечто, что, возможно, и предопределило ее будущую страсть к новым технологиям.

Я одну четверть в школу не ходила. Мы с подругой играли в Nintendo. Я уходила как будто бы в школу, потом мы собирались у нее и играли, потом возвращалась как будто со школы. Естественно, это все выяснилось, когда позвонила учительница через месяц и спросила: «А что Аселя так долго болеет?». Потом был долгий разговор с мамой, и я взялась за ум»

Мама в жизни нашей героини сыграла далеко не последнюю роль. Асель признается, что ее мама обладала завидной способностью увлечь ребенка чем-то полезным и интересным. Так, девушка с 4 лет занималась плаванием, потом оттачивала навыки самодисциплины на каратэ, а в какой-то момент мама предложила дочери пойти на курсы по информатике, которые открыли при металлургическом комбинате, где работали родители Асель. Отправив дочь изучать еще и английский язык, женщина дала ей беспроигрышный билет в жизнь. Хотя в начале так, конечно, не казалось. Девушка неожиданно для самой себя стала преподавать английский язык в школе для 5-7 классов. Она продержалась всего полгода, не скрывая, что даже эти шесть месяцев были для нее испытанием.

«Мне кажется, в преподавание должны идти люди, которые очень любят людей. Но как говорила Раневская, чтобы любить людей, нужно быть либо над ними, либо под ними. А я с ними на одном уровне»

Несмотря на это, Асель все же с удовольствием поддерживает всяческие образовательные начинания. Она, например, рассказала, что в данный момент участвует в переводе статей и видеолекций Массачусетского технологического института, чтобы дать возможность людям, не владеющим английским языком, узнать последние новости из мира IT. Ее путь в этой сфере начался с, пожалуй, самой неблагодарной позиции - с оператора технической поддержки «Валют Транзит Банка». Там она и узнала, что все проблемы в итоге сводятся исключительно к человеческому фактору.

«Звонит девочка и говорит: «Что мне делать? У меня монитор прыгает!». «Ну держите его двумя руками!», - отвечаю. На самом деле, дергается картинка, конечно. Так что проблема обычно либо в руках, либо в голове. Других проблем не бывает. Все остальное решалось перезагрузкой»

Сейчас, разумеется, Асель решает проблемы масштабом побольше. Это и интереснее, без колебаний говорит она. Девушка с большим энтузиазмом и гордостью рассказывает о том, как команде Altyn-i за полгода удалось внедрить целых 12 систем (тогда как средний срок внедрения одной системы в банке - два года). Весьма иллюстративно она рассказывает о своих нынешних обязанностях - необходимости обеспечить одинаковое развитие этим системам: «Это как два самолета, которые летят синхронно, а между ними Ван Дам на ногах. Они должны лететь рядом и на одной скорости, чтобы он не упал». Кроме завидного энтузиазма Асель обладает способностью не противиться изменениям, а помогать им случиться.

Так, например, случилось, когда девушка, работая в HSBC, стала одной из тех, кто непосредственно участвовал в интеграции в бизнес банка розничной структуры RBS. Процесс миграции продолжался полгода, и за это время Асель успела получить богатый опыт и глубокое понимание того, как должны происходить такие процессы. Спустя некоторое время сам HSBC стал предметом продажи, и нашей героине пришлось сопровождать и этот процесс. Так Асель пришлось тесно поработать с командой «Народного банка», который и осуществлял эту сделку. Переход под управление локальным банком дался многим нелегко. У нашей героини он был связан с определенными тревогами за будущее, однако, в конечном счете, все случилось как нельзя лучше, говорит она.

«У нас в команде остались только те люди, которые поддерживают идею цифрового банка, живут ей и знают, что на самом деле мы делаем крутую вещь. У нас просто уникальная ситуация: у нас есть хорошая финансовая база, потому что есть крупный акционер, и мы маленький банк, который может очень мобильно и быстро делать какие-то вещи»

Асель - из тех, кто очень любит доводить задуманное до конца. Но говоря об этом, она не может не упомянуть и небольшой свой недостаток - желание осуществить все как можно быстрее. Но, разумеется, не потому, что задачи однотипны и скучны, а потому, что результат может превзойти все ожидания. На мой вопрос о том, как она в принципе может наслаждаться результатами своей работы при всей специфике работы программистом, наша героиня отвечает:

«Я занимаюсь конкретно интеграционной шиной, которая является сердцем всех систем. И там даже один маленький сервис, который будет нарисован на шине, если будет правильно пробрасывать запрос, ответ и возвращать его назад, этого достаточно, чтобы знать, что день прожит не зря»

«Меня устраивают и маленькие победы каждый день», - добавляет она. Асель отлично понимает цену каждого мелкого шага на пути к главной цели. А цель - догнать весь остальной прогрессивный мир, как минимум. Она с упоением рассказывает мне о 3D-технологиях и личности Илона Маска - видно, что стремительное развитие новых технологий каким-то образом подпитывает эту девушку изнутри. Но внезапно она признается, что вынуждена в собственной профессии чувствовать себя «догоняющей». Мир, увы, ушел вперед, цифровые банки за рубежом уже не в диковинку. Но Асель не отчаивается: «В основной массе люди не хотят ничего менять, потому что это привычно, они так знают и так умеют. Нужно быть в душе энтузиастом, чтобы стремиться к изменениям. И я верю, что есть люди, которые думают так же, как мы».

15 июня 2016 г. 8422