Журналист Алина Мустафина несколько лет назад переехала из Алматы в Стамбул. Мы попросили рассказать ее о том, как изменилась ее жизнь после того, как разладились отношения Турции и России.
Муж у меня турок, сын – гражданин Турции, а живем мы в Стамбуле. И знаете что? А ничего. Все, как у всех. Семейная жизнь, когда отдать ребенка в садик, любовь и житейские споры, сходить за хлебом и посидеть в кафе, съездить в отпуск за границу и погулять по городу. Таких как я, русскоговорящих, вокруг меня - десятки, а по всей Турции - сотни тысяч.
Неделю назад ВВС Турции сбили российский истребитель. О последствиях все уже знают. Как изменилась жизнь россиян, а за компанию и прочих русскоязычных в Турции? Мы все стали говорить о политике. За завтраком дома, в спортзале, во время шопинга и работы. Мой турецкий муж в шоке: «Первый раз вижу, чтобы русскоговорящие девушки обсуждали политику! Я думал, только мы, турки, такие!»
Недавно увидела по одному из главных российских телеканалов в интернете, что русские жены турок находятся здесь в страшной панике, собирают «тревожные чемоданчики», чтобы в случае чего сбежать от мужей-агрессоров, любителей приложить руку, на родину, которая защитит и спасет. Репортаж был собран из отрывков видео-блогов и сообщений с сомнительных форумов, без единого интервью, расследования и доказательств. В Турции, оказывается, полно русофобов, здешние россияне живут в «атмосфере страха и ненависти», и положение их здесь расценивается как «очень тяжелое». А ведь некоторые, увидев подобный бред, съедают его вместе с утренним завтраком, запивают чаем на ужин, на полном серьезе верят в него и пишут потом в социальных сетях несчастным друзьям/знакомым, живущем во «вражеском логове», Турции: «Как ты там?» «Не закрыли ли вам доступ к российским телеканалам?» (лучше бы его закрыли!) «Бьют ли наших на улице?» «Собираешься ли ты разводиться?» И настоятельно советуют: «Беги оттуда!», «По-русски не разговаривай, чтобы не знали, откуда ты. Надень паранджу, тогда тебя точно не распознают. Хотя бы за хлебом будешь спокойно ходить». Удивительно, но подобные сообщения иногда пишут вполне адекватные люди: юристы, учителя истории… Конечно, и в турецких СМИ своя пропаганда, но бурной реакции среди местного населения она не вызывает. А некоторые газеты после конфликта даже сделали титульный лист по-русски с заголовком «Мы друзья, мы – соседи».
Я не наблюдаю паники, притеснений, угнетения и тяжелого положения россиян и прочих русскоязычных в Турции. Ничего не изменилось. Турки так же дружелюбны и гостеприимны ко всем иностранцам (в том числе и к россиянам), большинство местных верит, что эскалация конфликта наконец прекратится.
На базаре моей русской соседке турецкий дедушка-овощник подарил гроздь бананов, а перед другой знакомой-блондинкой из Казахстана продавец в газетном киоске извинился от имени всей страны (!) за смерть пилота.
Недавно мы были на стамбульской рождественской ярмарке. Культурные общины разных стран представили там блюда своих национальных кухонь. Был там и стол от России. Девушки в национальных костюмах продавали блинчики со сметаной, пирожки с картошкой и куриные котлеты. Они угощали турчанок и их мужей сушками, раздавали рецепты русских блюд. А за нашим столом за украинскими галушками, турецкими бореками и караваем мои российские и турецкие друзья мирно обсуждали предстоящий Новый год и планы на отпуск. Так что в «Багдаде» все спокойно.
Правда, если русским в Турции не так плохо, как кажется многим русскоязычным СМИ, то в России некоторые наши турецкие знакомые действительно решили с большей осторожностью ходить по улицам. Россиянки, живущие в Турции, побаиваются ездить с мужьями на родину. Многие сдали свои билеты в Россию, хотя раньше планировали отметить там Новый год. Говорят, что здесь им будет спокойнее.
В Анталье некоторые русскоязычные жители признаются, что даже рады тому, что российских туристов станет меньше. Кстати, многие местные отели c апреля по октябрь 2016 и так уже забронированы благодаря EXPO-2016.
Пока Эрдоган тщетно пытается встретиться с Путиным, в турецкой бане хамам мои российские подружки мило общаются с турчанками о политике. Те заботливо интересуются, не ругаются ли девчонки дома с мужьями, обсуждая российско-турецкий конфликт. «Нет», – говорят подруги. – «Вот и хорошо. Это самое главное», – улыбаются турецкие женщины, натирая друг другу спины. Вот и я так думаю…