Ольга Малышева, театральный критик, специально для Vласти
Фестиваль «Откровение» в третий раз пройдет в Алматы. Откорректировав профиль (из театрального «Откровение» превратился в фестиваль исполнительских искусств), изменив графику (сместившись с ноября на февраль) и став полностью независимым, фестиваль представит в 2016 году девять театральных команд в двух программах.
«Откровение» состоится с 1 по 7 февраля, первые четыре дня фестиваля будут посвящены казахстанской программе, последние три – международной. Местную программу смотра (а не конкурса, как в предыдущие два года) составят восемь спектаклей, из которых три будут представлены государственными театрами, и пять – частными театральными компаниями.
За государственные театры ответят два русских драмтеатра – алматинский имени Лермонтова и астанинский имени Горького, а также Немецкий театр.
Лермонтовский представит на «Откровении» недавнюю премьеру – «Ромео и Джульетту» Шекспира в постановке режиссера из Тбилиси Георгия Маргвелашвили. Спектакль, наполненный молодой энергией недавних выпускников мастерской Рубена Андриасяна, хоть и длится почти три часа, но при этом не кажется утомительным. Приглашенный постановщик, не трогая текста, одними художественными средствами заметно осовременил Верону и наградил шекспировских персонажей дополнительным обаянием.
Тоже с классикой на фестивале выступит Немецкий театр – он покажет инсценировку «Пробуждения весны» немецкого драматурга Франка Ведекинда. На русском языке пьесу впервые поставил Всеволод Мейерхольд. В постановке главного режиссера DTK Наташи Дубс герои Ведекинда говорят на русском, казахском и немецком. А усилиями художника Сергея Мельцера «Пробуждение» вышло визуально самым вычурным спектаклем в текущем репертуаре театра.
Столичная драма имени Горького привезет в Алматы спектакль по современной пьесе – «Язычников» Анны Яблонской поставили в театре еще в начале прошлого сезона. Для работы был приглашен режиссер из Литвы Йонас Вайткус. Спектакль решен абсолютно минималистично, в нем нет декораций и костюмов, а самих актеров постановщик вовсе обездвижил. В этом мучительном для отечественной театральной школы ключе особенно заметны актерские огрехи, но эксперимент стоит признать однозначно полезным.
Особняком в фестивальной программе стоят два непривязанных к театрам и студиям авторских проекта – «Любовница» Разии Хасановой и «Медея. Материал» Рустема Бегенова. И если танго-интерпретацию биографии Ады Фалькон посмотрели уже сотни человек не только в Алматы, но и в Астане и Караганде, то о поп-механической постановке пьесы Хайнера Мюллера пока можно судить только по описаниям: премьера ее назначена только на конец текущей недели.
«ДЕР студия», открытая осенью прошлого года актрисой Салтанат Науруз, покажет свой дебютный спектакль – «Собаку» по пьесе Валентина Красногорова. Скорее упражнение, чем окончательный продукт, спектакль тем не менее получился в достаточной степени искренним, хоть и местами чересчур наивным. Историю прагматичного холостяка, его пса и работницы ветеринарной станции режиссер рассказывает простым языком без изысков. Любителям традиционного реализма в театре должно понравиться.
О войне в самом жутком ее проявлении будут говорить ARTиШОК и «Жас Сахна». Спектакль «Одноклассники. Уроки жизни» Барзу Абдуразакова по пьесе Тадеуша Слободзянека с нового года идет в прежнем актерском составе, но под новым брендом – прекративший свое самостоятельное существование «Театр ВТ» вошел в состав театра «Жас Сахна», где Абдуразаков начал работу в качестве художественного руководителя. «Одноклассники» - эмоционального богатый, многолюдный и визуально сдержанный спектакль-исповедь с очевидной моралью.
В противовес «Одноклассникам» «Толстая тетрадь» Анны Зиновьевой по роману Аготы Кристоф – предельно метафорична. События обоих спектаклей развиваются в одно время (во Вторую мировую войну) и практически рядом (Польша у Слободзянека и Венгрия у Кристоф), при этом оба спектакля внушают схожие чувства. Оба иррационально страшные, и «Одноклассники», и «Толстая тетрадь» непохожи друг на друга максимально. Если Абдуразаков работал по принципам и законам психологического театра, то Зиновьева предпочла постановку в эпическом ключе. В этом смысле яркая, музыкальная, «копошащаяся» «Толстая тетрадь» динамичнее и увлекательнее, несмотря на то, что хронометраж обоих спектаклей – под три часа.
Единственным (по объективным экономическим причинам) участником международной программы «Откровения» станет лондонский физический театр Gecko. В текущем репертуаре британской театральной компании пять спектаклей, в копилке – десятки международных наград. В Алматы Gecko сыграют спектакль под названием «Институт» - это пластическая история для четверых актеров, которые при помощи танца и визуальных образов расскажут о важности заботы друг о друге. Свой «Институт» британцы сыграют на «Откровении» трижды, чтобы посмотреть его смогли все желающие. Билет на спектакль иностранных гостей будет стоить от 4 до 13 тысяч тенге, на местную программу стоимость ощутимо ниже – 1000 тенге за каждый спектакль.
Кроме этого, в рамках третьего «Откровения» запланированы совместные акции с алматинскими художниками, которые состоятся при поддержке ArtBatFest, а также пройдут мастер-классы приглашенных наблюдателей – театральных экспертов из России, Белоруссии, Армении, Польши и Финляднии.