Как принять учебники и ответственность за своего ребёнка
Прививка от глупости
Фото Чингиза Сайханова

Начало учебного года - самое время поговорить об образовательной инерции. Журналист и мама Ажар Сабралиева о том, почему общество воспринимает в штыки новые учебники и новое время и о том, как научиться меняться.

Я уже не помню ни одной положительной реакции общественности на новости в сфере образования. Какая бы она ни была, общество заранее настроено против.

Вот, к примеру, свежий скандал – учебник 7 класса по русскому языку Сабитовой З.К. В социальных сетях представили в качестве пугала страницу с лингвистической сказкой Людмилы Петрушевской «И-пызявы» из упомянутого учебника. Именно она вызвала бурю эмоций. У читателей, впервые столкнувшихся с таким текстом, первая реакция: шок и ругательства. Благо лингвисты и филологи встали на защиту лингвистического конструктора, позволяющего детям весьма наглядно понять значение словообразующих морфем. Но потом в ход пошли и другие аргументы: не нравится современный глоссарий. К чему детям изучать страшные слова «подкаст», «эмоджи», «пиарить»? Узрели политические происки и ересь в теме, которую обсуждают в новом учебнике про влияние климата на характер народа. У бедного Геродота бы точно развился комплекс неполноценности от таких комментариев.

Пугает, как я поняла, новый формат учебника. Там нет привычных классических правил и упражнений для отработки материала. Главы разбиты на тематические разделы. Даны задания и упражнения, которые заставляют детей придумывать, анализировать, а правила скользят между строк и заданий.

Министерство образования спешно оговаривает, что это учебник альтернативный, не основной. Но и это не гасит градус возмущения: слишком уж он не похож на учебники нашей школы. Знакомой нам системы. Перца добавляют уже привычные для наших учебников опечатки, ошибки, стилистические промахи (например, употребление разговорных выражений в задании - учеников просят написать ответы «в хвосте»).

И все же «скандальный» учебник, хотя бы пытается соответствовать духу времени. Примеры берутся из реальной жизни, есть интересные находки, которые, правда, быстро устаревают. Через 2 года такой учебник будет уже не всем понятен, ибо устареет информация, на которую опираются в качестве примеров (ютуб-ролики и прочее). Но такова уж структура нашего времени. Скорость запредельная. И такой образовательный кризис общемировой. Все ищут варианты.

Умеют ли наши дети выражать свои мысли? Отстаивать свою точку зрения перед классом? Результаты замеров PISА (Programme for International Student Assessment) не так уж и утешительны, да и без замеров можно прислушаться к тому, как мы общаемся, чтобы констатировать невысокий общий уровень выражения мыслей и идей. Глубоко погружаться в морфологию, синтаксис, пунктуацию, без элементарных навыков выражения собственных мыслей, согласитесь, непродуктивно. Эти знания неживые.

Образовательная советская инерция уже угасла, некомпетентность и неграмотность – уже стала нашей реальностью, ее плоды мы пожинаем ото всюду. У нас практически повсеместно не умеют ни прокладывать дороги, ни выращивать газоны, ни управлять финансами населения.

Так почему же мы в штыки воспринимаем все новое? Ищем заговоры, но не ищем положительный момент во всем этом?

Почему никак не можем признать тот факт, что наши дети живут уже в другом мире? Теперь картина мира мозаична, нас атакует информационный шум. Нам, в конце концов, в спину дышит искусственный интеллект. И детям важнее научиться отсортировывать и структурировать информацию, а не заучивать правила. Так почему же такая реакция?

Думаю, что это говорит просто страх. Смутный, неясный, но страх. Старое и узнаваемое кажется надежным и безопасным. Нас так учили, и детей пусть так учат. Тогда все было понятно. А сейчас непонятно. Так что лучше написать, что авторы траву курили. Зажмуриться, смешать все в кучу. Упражнение непонятное - значит, плохое. Значит, весь учебник плохой, значит, школа плохая. И образование ни к черту. Все виноваты, и куда катится этот мир. (Вот, кстати, прекрасный пример отсутствия критического мышления)

А он собственно никуда не катится. Меняется, да.

Садись, читай, анализируй. Сажай дитя рядом, думай с ним, говори с ним. Не сваливай ответственность на кого-то.

Глупое задание? А не делай. Возьми ответственность на себя. Обсуди с ребенком, почему оно такое глупое. А как можно сделать не глупым? А давай поищем умное?

Но такой путь страшный. Ибо ты выходишь за рамки. Ты начинаешь думать. Ты начинаешь нести ответственность. Ты вкладываешь свое время и свой труд. И ребенок учится вместе с тобой.

Удивительно конечно, но учиться-то можно даже с очень плохими учебниками. Это как прививка от глупости.

А иммунитет от нее у нас упал. Сильно упал. Выживут сильнейшие.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые